Публикация «НГ» (№ 25 за 09.02.05) о планах перелицовки Основного закона страны вызвала небывалый резонанс. Целый ряд высокопоставленных государственных деятелей признали, что такой проект действительно существует. При этом между защитниками и противниками правки Конституции началась заочная полемика. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин высказался фактически в поддержку таких планов, «если захочет народ». А глава Центризбиркома Александр Вешняков, напротив, выступил против посягательств на Конституцию. К сторонникам сохранения действующего государственного устройства Вешняков отнес и Владимира Путина.
Напомним, что 9 февраля «НГ» сообщила о планах создания новой Конституции. Мы писали, что, судя по выступлениям главы аппарата Счетной палаты Сергея Шахрая и известного политолога Станислава Белковского, конечной целью таких нововведений должна стать отмена прямых выборов президента. Как утверждал Белковский, работа над проектом новой Конституции идет в президентской администрации. В день выхода статьи пресс-служба Кремля, что бывает крайне редко, выступила со специальным опровержением этой информации: «Никакой работы, связанной с внесением изменений в действующую Конституцию, в администрации президента России не ведется».
Между тем серьезность намерений и высокий статус тех, кто инициирует правку Конституции, подтвердил Александр Вешняков. Глава ЦИКа посчитал нужным дважды, в среду и в четверг, поднять вопрос о сохранности Основного закона в нынешнем виде. При этом глава ЦИКа подтвердил: «Если понимать под конституционной реформой отмену прямых выборов президента, то силы, этого добивающиеся, в России есть».
Вешняков сообщил, что «некоторые политики и политологи решили прозондировать общественное мнение». И дал понять, что борьба вокруг правки Конституции идет на самом высоком уровне: «Другие силы, которых, кстати, сейчас большинство и к которым принадлежит действующий президент Владимир Путин, этого не допустят». Заметим, кстати: как стало известно «НГ», на днях сотрудники государственно-правового управления администрации президента дали письменное обязательство не общаться с иностранцами и представителями иностранных организаций.
В противовес главе Центризбиркома председатель Конституционного суда Валерий Зорькин не исключил, что правка Основного закона может стать целесообразной: «Конституция страны работает достаточно эффективно, но возможные изменения – это вопрос политической воли. Хочет народ, законодатель, чтобы в стране была такая Конституция, значит, будет именно так; захочет изменить ее – это тоже возможно».
Технологию переписывания Основного закона разъяснил «НГ» председатель комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Он напомнил, что при внесении поправок в Конституцию требуется согласие двух третей каждой из палат российского парламента. Если речь идет об изменениях в главы 1, 2 и 9, где речь идет о государственном устройстве и правах граждан, закрепленных международными соглашениями, потребуется собирать Конституционное собрание. Пока еще в стране нет закона о возможности созыва такого органа, и сенатор считает, что работа над соответствующим законопроектом может занять месяца полтора-два «как минимум»: «Когда начнется движение по принятию закона о Конституционном собрании, тогда и можно будет говорить о чем-то более определенном. Дискуссия по этому закону даст пищу для размышлений. Пока такой пищи нет. Что касается глав с 3 по 6, то можно будет говорить о чем-то реальном, когда будет в Госдуму внесен проект о поправках в Основной закон». На взгляд Шарандина, признаками серьезного пересмотра властью главных конституционных норм могут стать «высказывания на эту тему политиков и руководителей страны, имеющих к этому прямое отношение. Речь идет о руководстве соответствующих комитетов, представителей администрации президента и научного сообщества».
Тем временем голос в защиту Основного закона поднял лидер «Яблока» Григорий Явлинский: «Сейчас главное – не искать пути усовершенствования Конституции, а научиться выполнять то, что есть». По словам Явлинского, сейчас «Конституцию сознательно в массовом масштабе нарушают, как и большинство российских законов», а изменение Конституции «принесет еще большую дезорганизацию власти».