Вчера в рамках правительственного часа перед сенаторами выступил Сергей Иванов. Иванов пробыл в здании на Большой Дмитровке чуть более часа, но конкретного ответа на один из главных вопросов, который интересовал Совет Федерации, – как кардинально улучшить материальное положение военнослужащих и военных пенсионеров – он так и не дал.
Доклад министра «О ходе модернизации Вооруженных сил Российской Федерации и перспективах их строительства» проходил в закрытом режиме. Выйдя из зала, где заседали члены СФ, министр немного пообщался с журналистами. Он сразу сообщил, что не может подробно раскрыть все те моменты, которые обсуждал с сенаторами. Но, по словам Иванова, он ответил на все интересующие их вопросы. В том числе о приоритетах в развитии и реформировании войск. Одним из таких направлений является создание двух горных бригад на Северном Кавказе. Кроме того, как утверждает Иванов, Минобороны придает большое значение модернизации российской военной базы в Таджикистане и российской авиационной базы в Киргизии. «Еще одно, не последнее по значимости, направление – это строительство нового стартового комплекса "Ангара" на космодроме в Плесецке», – добавил министр.
Глава военного ведомства не стал скрывать, что докладывал сенаторам и о материальном положении военнослужащих. Но в этой сфере Иванов был весьма оптимистичен. «Монетизация льгот для военнослужащих прошла в целом нормально, – с удовлетворением констатировал армейский начальник. – С учетом той корректировки, которую мы делали по четырем субъектам РФ, я сейчас могу уверенно говорить о том, что ни один военнослужащий от монетизации льгот не пострадал». Заметив, что журналисты весьма удивлены такой трактовкой последних событий, Иванов счел нужным уточнить: «Но это не значит, что все проблемы решены. Президент Российской Федерации поставил задачу перед Министерством финансов, Министерством обороны и Министерством внутренних дел в кратчайшие сроки, буквально на этой неделе, доложить окончательные предложения по повышению уровня денежного довольствия и денежных доходов военнослужащих». Глава военного ведомства не сомневается, что «в самые ближайшие дни это решение будет принято и оглашено».
Казалось бы, повод для оптимизма действительно есть. Но вряд ли такие новости улучшат настроение военнослужащих и членов их семей. Увеличения денежных окладов для офицеров и прапорщиков не было уже два года, и если их повысят на 20%, как этого требует президент, то с учетом инфляции материальное положение военнослужащих останется на уровне 2003 года, когда по статистике 34% офицерских семей числились в списках лиц, имеющих доход ниже прожиточного уровня.
Между тем по-прежнему не ясна судьба 10 млн. военных пенсионеров. Когда корреспондент «НГ» попросил Иванова прояснить ситуацию, тот признал: «Это тоже одна из проблем». По его словам, она обсуждается. «Но здесь надо все же разделять две вещи – денежные доходы военнослужащих и военных пенсионеров», – заявил он.
Ситуацию с пенсионерами сенаторы обсуждали и накануне – на специальном заседании комитета СФ по обороне и безопасности. Как рассказал «НГ» председатель комитета Виктор Озеров, вопросы на эту тему члены Совфеда задавали присутствовавшей на заседании главе финансовой службы Минобороны Любови Куделиной. Но оптимальное решение так и не найдено.
Как сообщили «НГ» источники в военном ведомстве, Минфин до последнего времени выступал против повышения отставникам пенсии, и скорее всего увеличение денежного довольствия произойдет только для кадровых военнослужащих. Государство сэкономит при этом около 30 млрд. рублей. Однако не трудно предположить реакцию этих 10 млн. человек. Ведь другим категориям пожилых людей пенсии все же повышаются.