Как и ожидалось, Госдума вчера не поддержала вотум недоверия правительству. За отставку кабинета министров проголосовали лишь 112 парламентариев – даже меньше, чем прогнозировали коммунисты. Большинство депутатов «Единой России» вообще не стали участвовать в голосовании – демонстративно уклонившись от ответственности за дальнейшую судьбу правительства. И сделав таким образом долгожданное обсуждение социального кризиса с главой правительства нарочито бессмысленным мероприятием. Тем не менее премьер Михаил Фрадков изображал, что весьма серьезно относится к происходящему: он выступал долго и эмоционально.
Заведомо бесперспективная процедура длилась три часа. И все это время Фрадков покорно ждал своей участи на Охотном Ряду, хотя итоги голосования ему были известны не хуже, чем руководству «Единой России». Ощущение театра абсурда усиливалось весьма комичными репликами самого «виновника торжества». Премьер в чем-то каялся, в чем-то нет, брал на себя ответственность и защищал своих министров. Он презентовал депутатам и 5 уроков, которые он извлек из опыта своего почти годичного премьерства, и 5 ключевых направлений работы правительства, и 10 стратегий, которые должны превратиться в дальнейшем в 10 программ, а также еще и 8 первоочередных инициатив. И в итоге вконец запутал парламентариев.
Отчасти признав свою «персональную» ответственность за социальный кризис, премьер тут же переложил вину на других членов правительства: «Те, кто не обеспечил, – свое получат». И на саму Думу: «Раньше надо было думать». Зато теперь, по словам Фрадкова, в работу по исправлению допущенных просчетов «погрузились буквально все: и министры, и губернаторы лично».
Не менее забавными были ответы Фрадкова на вопросы депутатов. Когда Сергей Глазьев поинтересовался, не следует ли для решения социальных проблем увеличить природную ренту, премьер неожиданно подхватил эту идею. «Если это рента – ренту будем брать», – твердо пообещал глава правительства, вызвав смешки в зале.
Весьма оригинально он защитил главу социального ведомства. «Я вижу, как Зурабов переживает за ситуацию – ездит по стране и своими глазами, руками пытается прощупать то, что не получается». И резюмировал: «Я думаю, что ему надо дать возможность реализовать». Правда, случится это не скоро: «Полгода нужно, чтобы Минздрав мог докладывать с оптимизмом». Даже представители думского большинства сочли такие сроки абсурдными. Фрадкову ответил вице-спикер Олег Морозов: это «немыслимый срок, через полгода нас погонят вместе с вами».
Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский прокомментировал данное заявление так: «Напринимали таких законов, а теперь будут друг другу ставить ультиматумы» – и добавил, что «ультиматумы будет ставить улица». По его словам, главным, чего добилась оппозиция, стала демонстрация «полной некомпетентности правительства». Как заметил Решульский, если кто-то после выступления Фрадкова в этом все еще не убежден, то «я не знаю, какие тогда еще нужны доказательства».
Особенно беспомощно выглядел премьер, когда дискутировал с Оксаной Дмитриевой. Отвечая на ее замечания, он стал вполголоса произносить какие-то бюрократические фразы типа «расширить-углубить», путался в цифрах – к примеру, без помощи замминистра финансов Татьяны Голиковой не смог точно сказать, сколько же получил бюджет от продажи главного актива ЮКОСа. При этом он показал всем депутатам, что он в доме совсем не хозяин: премьер заявил, что не имеет никакой информации о подробностях покупки «Юганскнефтегаза» группой физических лиц и последующих перипетиях.
А после выступления лидеров фракций Михаил Фрадков и вовсе раскис. В заключительном слове он обиженно говорил депутатам, что сделал попытку сказать так, чтобы его услышали, но этого, кажется, не произошло. Оказалось, кстати, что главное, чем премьер хотел поделиться с думцами, – это призыв к консолидации нации, потому что без нее, по мнению Фрадкова, можно незаметно перейти опасную черту.
Но итог заседания все равно был предрешен. За вынесение вотума недоверия кабинету министров проголосовали 112 парламентариев. Против высказались 20, воздержались 4. Остальные депутаты – 314 человек – не приняли участия в голосовании. В рядах ЕР нашлись 5 «смельчаков», предложивших уволить Фрадкова. В «Родине» нашлись 5 «оппортунистов», вотум не поддержавших. Из 20 независимых депутатов «за» проголосовали 16. Против высказался лишь известный телеведущий Александр Невзоров – который на заседание вообще не приходил (голосовали его карточкой). Что было вполне в духе вчерашнего абсурдного мероприятия.