Сегодня в Совете Федерации с докладом о положении дел в армии и на флоте выступит министр обороны Сергей Иванов. За последние две недели это уже его второе выступление перед представителями законодательной власти. И касаться оно будет социального положения военнослужащих. На днях в Совет Федерации из Минобороны РФ поступила аналитическая записка о бедственном положении военнослужащих и их протестных настроениях. Эту социологическую информацию впоследствии подтвердил и председатель СФ Сергей Миронов.
Данные эти не могут не впечатлять. Только 15% офицеров и прапорщиков (мичманов) и 27% военнослужащих срочной службы удовлетворены законом о монетизации. Констатируется также тот факт, что в настоящее время только 5% офицеров и прапорщиков (мичманов) удовлетворены своим материальным положением (в 2003 г. этот показатель составлял 20%) и только 10% офицерского состава удовлетворены своими жилищными условиями и возможностью доступного досуга и отдыха. Однако, если здесь вспомнить про военных пенсионеров, ситуация, скорее всего вырисовывается даже более удручающая.
Как заявил «НГ» председатель комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, его беспокоит, что Минфин отказывается индексировать денежные оклады, как того потребовал президент страны Владимир Путин, а намерен только ввести денежные надбавки. В этом случае более 10 миллионов отставных офицеров и прапорщиков «остаются за бортом», поскольку их пенсии не будут проиндексированы. «На встрече с президентом, которая состоялась на днях, я ему прямо заявил, что в феврале к протестным действиям гражданских пенсионеров подключатся их военные коллеги. Они более организованны и решительны┘ Могут быть очень тяжелые последствия», – заявил Озеров. Он не исключает, что именно после этих слов Владимир Путин так жестко отчитал в понедельник министра финансов Алексея Кудрина, потребовав как можно скорее определиться с денежным повышением окладов для военных.
Озеров уверен, что 90–95% всех военнослужащих недовольны отменой льгот, и, по словам парламентария, когда им задают вопрос на этот счет, они вспоминают не только 122-й закон, но и другие «драконовские» шаги правительства: отмену льготной оплаты за телефон, отмену льгот по ЖКХ, подоходный налог и т.п.
Сенаторы констатируют, что в погоне за удовлетворением требований гражданских пенсионеров государство напрочь забыло про отставников. По данным Совета Федерации, около двух миллионов военных пенсионеров Подмосковья не могут воспользоваться достигнутым соглашением между областными и столичными властями о бесплатном проезде для военных пенсионеров, поскольку их почему-то нет в реестре собесов области.
Ни один из военных пенсионеров Москвы не получил положенные по 122-му закону надбавки к пенсиям. «Офицеры запаса пока ропщут, но уже готовы стать под знамена оппозиции, перейти к активным протестным действиям, чтобы защитить свои попранные права», – заявил «НГ» академик Академии военных наук полковник запаса Владимир Попов, который в настоящее время проводит исследования по проблемам социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров. Короче, военный электорат Москвы – это уже социальная база оппозиционных партий и движений. И такая ситуация не только в столице и ее окрестностях.
По словам сенатора Виктора Озерова введение повышенных надбавок в счет компенсаций за проезд в столицах России – это полумера. Есть у военных проблемы с компенсациями за транспорт в Калининградской области, Хабаровском крае. На его столе лежит обращение военного совета Балтфлота о необходимости введения дополнительных компенсаций за проезд для военнослужащих Калининградского гарнизона. Аналогичная ситуация в Князь-Волконском гарнизоне на Дальнем Востоке и других округах и флотах.
Озеров уверен, что выступление Сергея Иванова, в котором он расскажет о ситуации в армии, поспособствует «правильному решению правительства». В пожарном порядке будут найдены деньги и для «проблемных гарнизонов», и для повышения окладов офицеров и пенсий для военных пенсионеров. Только вопрос: сколько это будет стоить?
В бюджете-2005 все эти шаги не предусмотрены. Между тем, по самым скромным прикидкам, компенсации для армии и других силовых структур страны обойдутся минимум в 50–60 млрд. рублей. А общие расходы на оборону и безопасность впервые за всю постсоветскую историю могут составить более 6% от ВВП.