Михаилу Фрадкову депутаты обещают устроить «хорошую баню».
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Неожиданно для многих вотум недоверия правительству, затеянный левыми фракциями, из дежурной процедуры превратился в важнейшее событие недели. Думское большинство решило посвятить дискуссии об ответственности правительства за провал социальной реформы основную часть завтрашнего заседания. На него прибудет сам Михаил Фрадков. На Охотном Ряду уверены, что отставка ему сейчас не грозит, зато это заседание может стать преамбулой к увольнению Михаила Зурабова.
После вчерашнего президиума «Единой России», на котором было решено обсуждать вотум «по полной программе», с участием Фрадкова, возникло сразу три версии происходящего. Первая: решено дать возможность недовольным депутатам «выпустить пар», резко покритиковать исполнительную власть в условиях непрекращающегося социального кризиса. И заодно подтянуть рейтинг «Единой России». Вторая трактовка: завтрашнее заседание станет преамбулой к изгнанию из правительства некоторых министров. Прежде всего – Зурабова. Не случайно на днях появилось письмо 24 членов фракции ЕР, мотивирующих необходимость увольнения главы социального ведомства. И, наконец, третья версия, наименее вероятная: думское большинство проголосует за вотум недоверия правительству.
В пользу последнего предположения вроде бы говорит фраза, брошенная в разговоре с журналистами первым вице-спикером ГД Любовью Слиской: «Для Фрадкова баня будет хорошая». Сама Слиска при этом решительно высказалась в очередной раз за отставку кабинета. Кстати, в конце февраля исполняется год с того момента, как Фрадков стал и.о. премьера (утвердили его на этой должности 5 марта). И еще год назад говорилось о том, что Фрадков – фигура временная, что его функции будут исчерпаны запуском наиболее непопулярных реформ.
Однако большинство высокопоставленных «единороссов» заявили, что отставки правительства все-таки не будет. Вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин счел такую постановку вопроса «абсолютно нецелесообразной». «Во всяком случае, сейчас», – осторожно добавил он в беседе с журналистами.
Опроверг возможность ухода Фрадкова и высокопоставленный источник «НГ» в Кремле. Корреспондент «НГ» поинтересовался, станет ли думское заседание в среду обычным разбором полетов или правительству действительно будет вынесен вотум недоверия. «Вы же и так сами знаете ответ, – заметил чиновник. – Пусть работают, новые все равно не сделают лучше, чем старые».
Инициаторы вотума также не верят, что эта процедура увенчается успехом. Однако первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников уверен: «Я считаю, что судьба этого правительства так или иначе предрешена. Даже если отставка не состоится на этом заседании, то она состоится в самое ближайшее время».
Таким образом, главной задачей парламентариев станет громогласная критика правительства с думской трибуны. Глава комитета по регламенту Олег Ковалев, уверенно сообщив, что «никаких отставок не будет», тем не менее высказался за серьезное обсуждения данной темы: «Безусловно, следовало привлечь внимание к работе кабинета министров». Ему вторит Пехтин: «Конечно, за проведение такой реформы некоторым министрам надо дать подзатыльников, так как они не учли все особенности проведения такого рода реформы. Этим воспользовались определенные экстремистские силы, которые и вывели народ на улицы».
Пленарное заседание 9 февраля вообще организуется по всем законам театрализованного представления. Вопрос о недоверии правительству поставлен на фиксированное время в 12.30. Но еще утром – в 10.30 – думское большинство примет сразу в трех чтениях законопроект о повышении ставки базовой пенсии с 660 до 900 руб., который по поручению президента внесен совместно исполнительной и законодательной властями. Таким образом, всем будет продемонстрировано, что думцы вместе с правительством уже приступили к работе над ошибками.
На обсуждение вотума решено отвести 3 часа. За это время перед депутатами должен будет выступить премьер (по сведениям от источников в думском аппарате «НГ», распоряжение прийти на Охотный Ряд было дано Фрадкову из Кремля). Затем он же ответит на их вопросы, а потом послушает их выступления. Держать речи будет позволено только представителям фракций. Еще один характерный штрих: сперва думское начальство решило запретить трансляцию заседания по ТВ, но чуть позже этот запрет был снят.
Если Фрадкову ничего не грозит, то Зурабову от завтрашних дискуссий следует ждать неприятностей. На завтрашнем заседании от имени думского большинства выступит вице-спикер Олег Морозов, в речи которого, как утверждают наши источники, может прозвучать такой намек: правительство критикуют исключительно из-за проколов Михаила Зурабова, так что премьеру, может быть, стоит самому разобраться со своим министром. По некоторым сведениям, антизурабовское письмо 20 «медведей» хотя и не получало официального одобрения руководства фракции ЕР, но послано было с его согласия.
Один из авторов письма, Александр Хинштейн, уверяет: «На самом деле тех, кто выступает за отставку этого министра, гораздо больше. Я думаю, что мы можем прямо заявить премьеру: мы не голосуем за недоверие правительству, но требуем, чтобы он инициировал отставку Зурабова». Хинштейн полагает, что такое предложение вполне может набрать необходимые 226 голосов.
«Понятно, что Путин не идет никогда на сдачу кого бы то ни было под внешним давлением, – сделал свой прогноз в беседе с корреспондентом «НГ» Дмитрий Рогозин, – тест мы провели в рамках голодовки, которая была организована депутатами фракции «Родина». С другой стороны, по договоренности с «Единой Россией» движение президента к отставке отдельных министров возможно, но только чтобы это «съели» именно «единороссы», а не кто-либо еще – оппозиции он никого не отдаст. Отставка не за горами, хотя сомневаюсь в том, что она произойдет именно в рамках вотума – скорее всего ближе к апрелю».
В то же время независимый депутат Владимир Рыжков предположил, что большое количество депутатов, в том числе и «единороссов», проголосуют и за вотум недоверия всему правительству. «Единая Россия», заметил Рыжков, «сегодня заинтересована только в одном: уйти от ответственности. Она заинтересована только в том, чтобы переложить на кого-то ответственность за провалы монетизации. И она хочет сделать крайним правительство, хочет использовать заседание, чтобы снять с себя ответственность за провал».