Президент России Владимир Путин посвятил большую часть вчерашнего совещания с министрами вопросам оборонного характера. Сначала в центре внимания главы государства оказалась ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, а потом – с подачи главы военного ведомства – и состояние российских Вооруженных сил. Самым неожиданным стало то, что прошедшие накануне в Ираке парламентские выборы Путин приветствовал и даже назвал событием «позитивного характера».
Такой поворот в оценке иракских выборов напоминает ситуацию двухгодичной давности, когда российское руководство резко изменило свое отношение к войне в Ираке. Государственным комментаторам тогда пришлось, что называется, разворачиваться на марше. В самый разгар обличительной кампании против «вторжения американских оккупантов» в Ирак Владимир Путин заявил о том, что Россия не заинтересована в поражении США. Так и сейчас: гостелеканалы все воскресенье рассказывали об иракских выборах как о небывалом фарсе, памятуя о высказываниях на этот счет самого президента. Но с сегодняшнего дня, похоже, придется интерпретировать эти события по-новому.
Не сумел вовремя сориентироваться даже министр иностранных дел Сергей Лавров. Докладывая в Кремле об итогах воскресного голосования, Лавров не скрывал своего недовольства этими выборами и, похоже, ожидал такой же реакции от президента. «Волна насилия не спадает, условия были отнюдь не нормальными для такого мероприятия, – сетовал Лавров. – По-прежнему остаются без реакции наши неоднократные призывы наладить поддержку иракцам в развитии межиракского диалога».
Путин задумчиво кивнул, повертел в руках ручку и вдруг заметил: «Условия, в которых проводились выборы, мягко говоря, были очень сложными. Тем не менее это шаг в правильном направлении, это позитивное событие». Глава государства поручил всем ведомствам направить усилия на «нормализацию ситуации в Ираке, вокруг него и на защиту интересов России в этой стране», отметив, что «у нас там есть чем заниматься».
Позже, отвечая на вопросы журналистов по завершении встречи с Аббасом, Путин развернул свои тезисы по Ираку. «Условия для выборов в Ираке были, мягко говоря, очень сложными, – еще раз сказал президент, – и мы это понимаем. Но сам факт их проведения – это большое историческое событие для иракского народа. Мы приветствуем это событие и будем делать все, чтобы достичь урегулирования в Ираке и вокруг него». Более того, Путин считает выборы в Ираке «безусловным шагом на пути демократизации этой страны и первым опытом за многие десятилетия в процессах подобного рода».
Поговорил Путин с Лавровым и о ситуации в Палестине. «Махмуд Аббас настроен решительно», – вспоминал Лавров подробности недавней телефонной беседы с палестинским лидером. И, сделав паузу, пояснил, что решительность Аббаса направлена в мирное русло, а именно – на проведение реформ в рамках «Дорожной карты», поэтому ему необходима поддержка. О том, какой должна быть эта поддержка, Аббас также сказал Лаврову: в вопросах службы безопасности и образования. Президент слушал каждое слово министра очень внимательно, скорее всего настраивался на грядущую встречу с палестинским лидером.
Поздравив с днем рождения военного министра Сергея Иванова, президент сделал ему своеобразный подарок – терпеливо выслушал долгий доклад главы Минобороны. Из уст министра летели цифры, одна за другой, а из комментариев Иванова следовало, что положение военнослужащих улучшается, а осенне-зимний призыв получился удачным. «Мы стали эффективнее использовать и бюджетные средства, и собственные ресурсы, – рапортовал об успехах своего ведомства Сергей Иванов. Успел министр пожаловаться Главковерху и на «другие силовые структуры», которые тянут с оплатой расходов на перевозку призывников, а напоследок поделился новостью о том, что первая миротворческая бригада в Приволжско-Уральском военном округе уже почти сформирована. «Спасибо», – кивнул президент и задумчиво посоветовал «не забывать о формировании горных бригад». «Это, может быть, даже больший приоритет», – сказал президент.