В последние годы обозначился ряд факторов, снижающих конкурентоспособность продукции отечественных производителей потребительских и инвестиционных товаров. Причем действие этих факторов, вероятно, в ближайшие годы усилится.
К важнейшим из таких факторов можно отнести следующие: укрепление рубля; необходимость ускоренного повышения заработной платы занятых на предприятиях, обусловленная как приближением минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, так и компенсацией ожидаемого удорожания социальных услуг; развитие на потребительском рынке западных торговых сетей, ориентированных на импортную продукцию; снижение уровня таможенной защиты рынков.
В случае развития отмеченных тенденций темпы экономического роста в 2006–2008 годах могут упасть до 4–5% в год. Отсюда – требуется выработка системы компенсационных мер, поддерживающих конкурентоспособность производителей конечных потребительских и инвестиционных товаров.
Одна из таких мер, очевидно – снижение налоговой нагрузки. Для предприятий наибольший эффект могло бы принести снижение трех видов налогов – налога на прибыль, единого социального налога (ЕСН) и налога на добавленную стоимость (НДС).
Сейчас обсуждается снижение налоговой нагрузки за счет перехода к ставке НДС в 13% вместо 18% в настоящее время. Такой выбор представляется оправданным.
В реальном секторе в распоряжении предприятий останутся значительные финансовые ресурсы (в 2006 году – около 320 млрд. руб., в 2007 году – 370 млрд. руб.).
Одновременно обеспечивается благоприятный структурный эффект – снижение НДС выгодно в основном для конечных отраслей, ориентированных на внутренний рынок (особенно для машиностроения).
Как показывают расчеты, переход к новой ставке в 2006 году станет оказывать масштабное воздействие на экономический рост лишь начиная с 2007 г. В среднем за 2007–2008 гг. дополнительный прирост ВВП оценивается в 0,3% ВВП в среднем за год, промышленного производства – в 0,7–0,8% в год.
Альтернативные варианты снижения налогов менее эффективны с точки зрения стимулирования экономического роста и/или сопровождаются большими рисками.
Так, дальнейшее снижение ЕСН приведет к увеличению дефицита Пенсионного фонда. Тем более что в перспективе ожидается повышение нагрузки на пенсионную систему. Оно окажется связано со старением населения, необходимостью нормализации уровня реальных пенсий при одновременном расширении действия налоговой регрессии.
Уменьшение налога на прибыль будет иметь негативный структурный эффект: этот налог собирается в значительной мере с высокорентабельных компаний топливно-сырьевого сектора и организаций торговли. Соответственно его отмена принесет выгоды главным образом топливно-сырьевым компаниям, а не предприятиям обрабатывающей промышленности.