В субботу, отмечая столетие первой русской революции (по новому стилю), Московский горком КПРФ вывел несколько тысяч пенсионеров на площадь у Белорусского вокзала в знак солидарности с региональными льготниками. Демонстранты потребовали отменить 122-й закон, отправить правительство и президента в отставку, а также выпустить из тюрем политических заключенных. Но доставить петицию в администрацию президента им не удалось: у здания вокзала манифестантов блокировали сотрудники ОМОНа, а наиболее активных задержали.
Хотя заявка была подана на 1500 человек, на оцепленной милицией площади у памятника Горькому собралось около пяти тысяч демонстрантов, в том числе активисты «Трудовой России», Движения в поддержку армии, Союза советских офицеров, чернобыльцы, лимоновцы, троцкисты и молодые комсомольцы из АКМ и СКМ. Интересно, что протестовать пришли не только коммунисты. Так, одна женщина пояснила корреспонденту «НГ», что она демократка «старой закалки», но сейчас вышла поддержать «тех, кто борется за свои права». Милицейских автобусов также был не один десяток.
В сквере у памятника Горькому пестрели самодельные лозунги «Долой режим!», «Долой ГРЕФормы!» и «Нет обманетизации!». Они чередовались с резкими плакатными высказываниями в адрес президента. Люди скандировали: «Ре-во-лю-ция!», «Всех в отставку и в тюрьму!», «Льготы верните, а сами валите!». Играли военные песни и мелодии Гражданской войны, старики подпевали.
Несмотря на мокрый снег, огромные лужи и гололед, манифестанты простояли на площади в общей сложности полтора часа, внимая призывам ораторов вспомнить революционные традиции. Звучала резкая критика правительства, президента и «Единой России». Более умеренные коммунисты говорили о готовящемся силами КПРФ референдуме и требовали распустить Госдуму. Симптоматично, что Зюганов на митинге так и не появился, его заменил первый секретарь Московского горкома КПРФ Владимир Улас, депутаты ГД от фракции КПРФ Анатолий Локоть и Виктор Тюлькин.
Когда акция подходила к концу, к микрофону вышел лидер АКМ Сергей Удальцов и призвал собравшихся присоединиться к активистам его организации, чтобы вместе «мирно», как подчеркнул комсомолец, направиться к администрации президента на Старой площади и оставить там петицию, единогласно принятую демонстрантами.
После митинга сотни человек потянулись было за рванувшими вперед акаэмовцами. Но у метро колонна протестующих наткнулась на усиленные отряды милиции и ОМОНа, которые настоятельно советовали даже и не думать о том, чтобы пройти маршем по улицам города, с флагами или без. Удальцов стал вести долгие переговоры, позже к нему присоединился и депутат Тюлькин. Но все попытки доказать сотрудникам правоохранительных органов, что граждане РФ имеют право ходить по улицам столицы, не увенчались успехом. Стояние у Белорусского вокзала продолжалось больше часа – никто не решался сделать первый шаг. Тем временем по толпе рыскали люди в штатском – скоро их стало чуть ли не больше, чем манифестантов: одни в бесцеремонной манере провоцировали людей на драку, а другие снимали все это на видеокамеры. Но народ на провокации не поддавался.
Время шло, люди понемногу начали расходиться, а омоновцы сжимали свои ряды все плотнее. Наконец, Удальцову надоело ждать, и он решил действовать. Не успел он сделать и шага в сторону оцепления, как в толпу вклинился полковник с нашивкой special forces и дал команду на захват.
Омоновцы смяли толпу, загнав ее в угол ко входу в метро. Они разделили людей так, чтобы в центр «кольца» попали выхваченные из толпы «зачинщики». Их опрокинули на грязный асфальт и, по утверждениям пострадавших, стали методично избивать. Через минуту раздалась команда «Отходим!», и площадь вмиг опустела – часть толпы укрылась в метро, а омоновцы оперативно расселись по автобусам, прихватив с собой девять задержанных (членов АКМ, в том числе и Удальцова, СКМ и РРП). Их отвезли в 10-е ОВД у Белорусского вокзала и к вечеру отпустили.