Путин и Назарбаев с удовлетворением наблюдали, как подчиненные укрепляют дружбу между Москвой и Астаной.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера на переговорах в Кремле Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным впервые присутствовала дочь казахского президента Дарига. В списке членов официальной делегации Казахстана она значилась под вторым номером, а в графе, где должна стоять должность, были три слова «дочь президента Казахстана». У лидеров бывших советских республик утверждается традиция представлять своих детей-преемников на мероприятиях с участием коллег по СНГ. Нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев, как известно, впервые «вышел в свет» на саммите Содружества в Ялте в сентябре 2003 года.
В самом Казахстане Дариге уже удалось зарекомендовать себя в качестве политика. По крайней мере на недавних парламентских выборах в Казахстане возглавляемая ею партия «Асар» добилась сопоставимых результатов с пропрезидентским «Отаном». Появление Дариги в свите отца на московских переговорах вряд ли случайно. Возможно, Назарбаев готовит дочь в качестве преемницы на президентском посту. Знакомство с деятельностью отца на внешнеполитической арене, безусловно, лучше было начать с переговоров с Путиным. Момент выбран удачный: на переговорах в Кремле участвовали влиятельные российские чиновники; глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев, помощник президента по международным вопросам Сергей Приходько, руководители Минэкономразвития и Минпромэнерго Герман Греф и Виктор Христенко.
Слова, которые вчера произнес Назарбаев, предназначались не только для журналистов, но и в некотором смысле для его дочери. Это было своеобразным отеческим наставлением – дружи, дочка, с Москвой, хорошо будет. «Россия для Казахстана – вечный стратегический партнер и стратегический вечный сосед, – говорил казахский президент после окончания переговоров с Путиным. – Мы даны друг другу Богом, и наша задача – передать то, что было создано нашими предками, нашим детям и внукам». По словам Назарбаева, региональная интеграция является «неотъемлемой частью развития человечества на современном этапе». «Думаю, что это правильное движение для всех стран СНГ в современных условиях», – заметил Назарбаев. При этом, правда, казахский президент счел нужным добавить, что ни о каком лидерстве Москвы на постсоветском пространстве речи не идет. Сделал он это очень элегантно: сначала не согласился с теми, кто считает, что «Россия над кем-то довлеет, кого-то пытается подмять, а кое-кто даже договорился до имперских амбиций» Москвы. А потом отметил, что Россия «настроена на равноправное сотрудничество», о чем свидетельствует подписание договора о госгранице.
Вчерашнему подписанию договора о госгранице предшествовал относительно равноценный размен между Москвой и Астаной. Как известно, до последнего момента неурегулированными оставались споры относительно поселка Огнеупорный (на границе Кустанайской области Казахстана и Челябинской области РФ), Имашевского месторождения газа и одного водоносного участка. Месторождение договорились разрабатывать на паритетных условиях, поселок с почти стопроцентным русским населением отошел к России, а большую часть водоносного участка, как того и хотел, получил Казахстан.
Кроме договора о госгранице Москва и Астана вчера заключили соглашение о сотрудничестве по созданию казахстанского спутника связи и вещания KAZSAT. Кроме того, подписано межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Подобные соглашения Москва теперь пытается заключить со всеми странами – импортерами российского вооружения.
Заметим, что пообщаться с Путиным и другими высокопоставленными российскими чиновниками казахскому президенту удалось только на второй день визита в Россию. Программа первого дня пребывания Назарбаева в Москве была фактически сорвана: с ним не встретился никто из первых лиц государства. Явное игнорирование Назарбаева российскими официальными лицами в Казахстане осталось незамеченным. «По информации наших СМИ, там вовсю идут переговоры. И я первый раз слышу, что Назарбаева не приняли», – сказал казахстанский политолог Андрей Чеботарев. Впрочем, этот факт не говорит об осложнении взаимоотношений Казахстана и России: «Никакого ухудшения отношений сейчас нет. Но если речь пойдет о возможной поддержке Назарбаева со стороны российских властей в ходе предстоящих выборов, Россия наверняка попросит учитывать ее интересы на территории Казахстана. И естественно, что наш президент не захочет пойти на условия России. Не исключено, что тогда какие-то трения и возникнут».
Астана