Михаил Задорнов, независимый депутат Госдумы
═
Для власти было очевидно, что после 1 января возникнут проблемы. Документы, которые надо было проработать на уровне членов правительства и регионов, просто не могли быть подготовлены за столь короткое время. Сегодня правительство и президент наблюдают за уровнем уличных демонстраций и уровнем протестов населения. Если он будет сходить на нет, то в закон внесут минимальные корректировки и роль «стрелочников» достанется региональным властям. Если напряжение сохранится и начнет прорываться в форме уличных протестов, сделают корректировки.
═
Олег Морозов, вице-спикер Госдумы, «Единая Россия»
═
Самая значительная недоработка правительства – взаимодействие федеральных и местных органов власти в части финансирования льгот, переданных регионам. Результат: в целом ряде субъектов РФ возникли серьезные очаги социального напряжения. И дело не в резких оценках. Это право президента – давать политическую оценку деятельности правительства или не давать. Государственная Дума, как известно, тоже может ее высказать – через процедуру недоверия правительству. Но «Единая Россия» не считает, что сейчас, когда реализуется такая масштабная реформа, это поможет нашим гражданам. Это скорее всего приведет к еще большему социальному напряжению. Сейчас нужно не отправлять правительство в отставку, а добиваться, чтобы оно выполняло нормы закона.
═
Дмитрий Рогозин, лидер фракции «Родина»
═
Наше правительство оторвалось от жизни, потому что является представительством олигархов в исполнительной власти и не понимает, на кого ему следует работать. Члены правительства жалки, глухи, невежественны и лишены воображения, иначе они смогли бы представить картину своего завтрашнего дня. Если весь кабинет Фрадкова не покается и в полном составе не уйдет в отставку, то, не исключаю, трудящиеся пойдут на Белый дом с вилами, и тогда – пусть не обижаются – мы этот поход возглавим.
═
Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности, фракция «Единая Россия»
═
Экс-льготники пострадали из-за типичного бардака и бюрократического «футбола». Всем было ясно, что надо заранее печатать карточки на льготный проезд, издавать приказы по лекарствам, транспорту, заключать соглашения. Надо было, наконец, эти карточки раздать через собесы, а главное, проинформировать население. 1 января, конечно, наступило неожиданно, никто, разумеется, не знал о том, что оно наступает после 31 декабря... Правительство растерялось и не перечислило даже те деньги, которые могло перечислить. Даже федеральные силовые структуры к началу года для компенсации льгот ничего не получили на свои счета. Люди ведь ездят в Куршавель, встречают по 3–4 праздника подряд, начиная с Christmas и заканчивая Старым Новым годом, им просто некогда заниматься народом. Как минимум председатель правительства, а желательно чтобы и сам президент должны были выступить и сказать: уважаемые граждане, мы виноваты, мы не успели все подготовить. Вот это было бы честно.
═
Сергей Марков, директор Института политических исследований
═
У власти отсутствуют каналы обратной связи. Правительство обмануло президента. Президент дал задание полтора года назад: разработать программу монетизации льгот, абсолютно необходимую населению. Правительство добавило радикальное сокращение льгот. Оно упорно хочет вогнать всех в капитализм, включая пенсионеров. Президент доверял своим экономическим советникам. Но его экономические советники больше следовали своей идеологии, чем президенту, и втянули президента в этот конфликт. А сейчас они его обманывают еще раз, говоря: это провокации нацболов. Правительство сейчас может или согласиться с требованиями пенсионеров, изменив концепцию реформы, или перейти к частичным репрессиям. Возможно, происходит большая интрига: чекисты подталкивают либералов, чтобы те втянули президента в конфликт с пенсионерами, чтобы под это дело их полностью зачистить.
═
Иван Мельников, зампред ЦК КПРФ
═
Народные акции говорят о слабости и большом кризисе власти в стране. Только слабая и недальновидная власть не может прогнозировать последствия своих решений на такой короткий промежуток времени. Когда власть не может прогнозировать, что произойдет через несколько недель, это очень плохо о ней свидетельствует. Исполнительная власть не только хранит молчание. Выпускаются различного рода инструкции о том, как освещать эти протесты в СМИ. Вместо того чтобы признать и исправлять свою ошибку, власть думает только о том, как в очередной раз обмануть население и общественное мнение и представить ситуацию с акциями протеста не такой, какой она является на самом деле.
═
Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии
═
Во-первых, администрация президента полностью перестала быть восприимчивой к экспертному сообществу. Доминирующая точка зрения, проводившаяся фракцией «Единая Россия» и комитетом по социальной политике Госдумы, сводилась к тому, что число людей, участвовавших в акциях против непопулярных законов, неуклонно снижалось. Поэтому прогноз властей состоял в том, что народ не выйдет на улицы. Эта же логика погубила российскую политику на Украине: был прогноз, что народ постоит три дня на майдане и разойдется от холодов. Власти вообще не умеют разговаривать с народом. Мы это видели во время всех серьезных катаклизмов – начиная от подлодки «Курск» и «Норд-Оста» и кончая Бесланом. Такового навыка у нынешней власти в принципе нет. И нет никаких оснований полагать, что он появится – нынешние политики психологически чужды прямому общению с народом.
═
Алексей Митрофанов, член фракции ЛДПР
═
Надо разбираться с губернаторами: некоторые решили, что можно не готовиться. Лужков и Тулеев подготовились, а Громов – нет. Смешно говорить о том, что не хватает денег на компенсации в регионе, где стоимость земли достигает 100 тыс. долл. за сотку. И тем более стыдно торговаться с пенсионерами в Химках, где расположены крупнейшие торговые центры, такие как «МЕГА», «ИКЕА»... Практически все выступления льготников начались в регионах-донорах: в Башкортостане, Татарстане. Почему-то в самых нищих регионах – в Пскове и Костроме – все спокойно. Просто кое-где власти не хотят делиться. Таких надо гнать. Федеральной власти требуется какое-то время: она все-таки не так близка к земле, как региональная.