Первое в новом году думское заседание получилось коротким. Несмотря на повсеместные акции пенсионеров, «Единая Россия» отказалась вызывать на Охотный Ряд Михаила Фрадкова, принимать по этому поводу специальное постановление и вообще хоть как-то реагировать на уличные события. Партия власти не попыталась хотя бы сымитировать интерес к протестующему населению: даже на такие дипломатические усилия думское большинство сегодня не способно.
Весьма миролюбиво прошедшее заседание как бы венчало теплую встречу парламентариев после первых в истории страны рождественских каникул. Законодатели так горячо приветствовали друг друга, заключая коллег в дружеские объятия, что их будущая принципиальная конфронтация по поводу принимаемых законопроектов казалась под большим вопросом.
Сохранить приятную атмосферу в зале попытался было и председатель нижней палаты Борис Грызлов. Дежурно отметив «важность и ответственность» 2005 года, когда вступают в силу некоторые акты, принятые Думой в осеннюю сессию, спикер признал: отдельные законы «оцениваются гражданами страны неоднозначно». И тут же оговорился – «стремление к быстрому завоеванию популярности нашим ориентиром не является». Упреки последних дней в адрес парламента по поводу закона о льготах спикер не принял и призвал коллег просто более четко контролировать исполнение принятых решений, а для этого потребовать от кабинета «создания четких механизмов реализации».
Прослушав стоя гимн, депутаты приступили к получению наград из рук официального представителя президента на Охотном Ряду Александра Косопкина. Орденом Дружбы наградили троих депутатов, в том числе и Геннадия Райкова, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – еще четверых.
Владимир Жириновский в числе осененных вниманием высшей власти не оказался и явно захотел напомнить автору указа о своем присутствии. Лидер ЛДПР предложил зафиксировать в тексте российского гимна принципы православия, самодержавия и народности. В роли царя парламентарий явно видел действующего президента, который, как заботливо отметил депутат, «постоянно ездит, даже ночью уже ездит, работает день и ночь, старается».
Сентиментальный зачин заседания, впрочем, не помешал дальнейшей дискуссии – некоторые депутаты все же попытались отыскать виноватых в принятии сырого закона о монетизации льгот и плохом его исполнении. Коммунисты обвиняли во всем «Единую Россию», правительство и президента, ЛДПР – губернаторов. «Единороссы» кивали на региональную власть, а «Родина» призывала к ответу думское большинство и кабинет министров. Дмитрий Рогозин поинтересовался у Бориса Грызлова: почему в повестке дня заседания нет проекта соответствующего обращения к правительству, хотя накануне именно думский спикер говорил, что оно обязательно будет рассматриваться?
Независимый депутат Владимир Рыжков потребовал проведения 20 января специального внеочередного заседания с вызовом на ковер Михаила Фрадкова. Однако глава комитета по регламенту Олег Ковалев напомнил: премьера ждут в Думе с докладом 2 марта. Коммунисты попытались взбунтоваться: уже возбуждаются дела против организаторов и активных участников акций протеста. Председатель комитета по социальной политике Андрей Исаев ответил в том смысле, что, мол, сначала надо собрать информацию, а уже потом принимать решение. Прения не состоялись.
Глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин доложил палате о поправках к законам о порядке выезда и въезда иностранных граждан и об их правовом положении в РФ. Особой дискуссии этот закон не вызвал и был одобрен в первом чтении. Напомним: суть поправок – введение принципа взаимности. То есть отношение к каждой категории иностранцев прямо увязывается с положением россиян в этих странах. Кроме того, вводится категория так называемых нежелательных иностранцев – тех, кому будет запрещен въезд в нашу страну по причине неуважительного или недружественного отношения с их стороны к принимающей стороне.
В заключение депутаты попросили правительство побыстрее разработать законы, помогающие гражданам решать свои проблемы с туристическими компаниями в случаях природных катаклизмов – как это недавно произошло в юго-восточной Азии.