Валентина Мельникова не хочет идти на компромиссы и не верит обещаниям Минобороны сократить срок службы в армии.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Накануне Нового года Минобороны РФ провело удачную операцию. На заседании правительства были рассмотрены, получив поддержку, поправки этого ведомства в Закон «О воинской обязанности». Ликвидации подлежит статья 24: от всех существующих отсрочек останется только одна – для школьников. После утверждения документа Думой, Совфедом и президентом повестки вручат сыновьям родителей-пенсионеров, отцам малолетних детей и детей-инвалидов, а также мужьям, опекающим жен-инвалидов.
Направление главного удара штабистов – двухмиллионная армия студентов. По данным зампредседателя комитета Госдумы по обороне генерал-майора Николая Безбородова, если «во всем СССР было 514 вузов, предоставлявших отсрочки своим студентам, то сегодня только в России таких вузов 1035. Ровно в два раза больше». Отсрочками по учебе пользуются 60% призывников. Но при этом, ссылаются военные на данные Минобразования и Госкомстата, лишь 25% из них после окончания вуза устраиваются на работу по специальности. То есть, как полагают в Минобороны, учатся в вузе лишь ради отсрочки от армии.
Минобороны торопится. Эксперты ведомства полагают, что проблема ликвидации отсрочек может быть частично решена уже к осеннему призыву этого года.
Перед праздниками министр обороны Сергей Иванов особенно резко высказался в адрес уклоняющихся от службы «талантливых балалаечников и танцоров». Возможно, он вспомнил случай с пианистом Евгением Кисиным, который до 27 лет колесил по миру с концертами, сильно задолжав по части священных обязанностей Министерству обороны.
Между тем список потенциальных «балалаечников», подлежащих возможному призыву уже в нынешнем году, содержит имена многих народных любимцев. Среди них: киноактер Егор Бероев, солист балета Большого театра Андрей Болотин, скрипач Никита Борисоглебский, виолончелист, лауреат Международных конкурсов Александр Бызлов, ведущий солист балета Большого театра Александр Волчков и многие другие .
Дамоклов меч армейской службы нависнет не только над «балалаечниками», но и над детьми известных политиков: 26-летним Петром Фрадковым, 18-летним Владимиром Ястржембским и его 19-летним братом Станиславом, 23-летним Борисом Ельциным и 21-летним Владимиром Кириенко .
═
***
═
Единая народная партия солдатских матерей распространила заявление, где называет выступление Иванова «циничным и высокомерным». Лидер партии Валентина Мельникова объявила о начале подготовки референдума – солдатские матери намерены выяснить отношение россиян к предложенному военными новшеству. В интервью «НГ» Мельникова высказывает опасение, что документ будет принят в ближайшее время.
═
– Валентина Дмитриевна, что стоит за последней генштабовской инициативой?
═
– На самом деле это уже третья попытка прозондировать мнение россиян. Первая была сделана летом председателем комитета Государственной Думы по обороне Заварзиным, вторая – в ноябре–декабре, когда произошла утечка генштабовского проекта уже как текста об отмене всех отсрочек...
═
– ...Утечка организованная?
═
– Трудно сказать! На этот раз заявление Иванова сделано было в рамках заседания правительства. Где Балуевский, глава Генштаба, должен был докладывать о пересмотре Федерального закона «О воинской обязанности». Там и прозвучало известное заявление Сергея Иванова. Мы восприняли его как предварительное решение правительства, одобряющее проект Генштаба. И для нас это очень серьезная угроза. Если на столь высоком уровне министр обороны позволяет себе в таком тоне говорить о планах правительства – это уже серьезно. Такой нахальный подарок Сергея Иванова мы расцениваем как плевок в сторону народа. Впрочем, инициатива закономерна. Уже отняты льготы у инвалидов и пенсионеров, оставлено в силе пособие на малолетних в 70 рублей. Обратите внимание: с отменой отсрочек в армию будут призывать 18-летних мальчишек. Эти щенки им нужны. Они будут делать с ними, что хотят. Будут заставлять подписывать липовые контракты, как сейчас это происходит, и отправлять через 6 месяцев в любую «горячую точку».
═
– Что вы знаете о реакции населения на это заявление Минобороны?
═
– Не реагировать было невозможно. И, хотя были выходные, реакция была со всей России. Во всяком случае, все общественные организации, так или иначе связанные с проблемами военной службы, проблемами семьи и молодежи, отозвались на это выступление.
═
– Вы координируете свои действия с Комитетом-2008, Хакамадой?
═
– Еще летом, после заявления Заварзина, Борис Немцов выступил с инициативой референдума. Мы его поддержали. Но тогда у нас не было денег на его проведение. Сейчас мы специально с Комитетом-2008 и Ириной Хакамадой этот проект пока не обсуждали.
═
– Не кажется ли вам, что момент для объявления правительственной инициативы – канун новогодних праздников – был выбран не случайно?
═
– Конечно. Наверняка авторы законопроекта подумали: народ отдыхает, газеты не выходят, все разъехались, пока народ разворачивается – сейчас в Думу все внесем. Я не удивлюсь, если завтра на Совет Думы поступит документ об отмене отсрочек. Потому что тот законопроект, с которым мы познакомились в декабре, был достаточно проработан. Он как раз не был пакетным. То есть вопрос о сокращении срока службы не был увязан с отменой отсрочек. Смысл был такой: отменяем отсрочки сейчас, а потом, может быть, мы вам, ребята, сроки немножечко сократим... Хотя год службы по призыву в наших Вооруженных силах – это такой же кошмар, как и два года. Вот пример. Только что, 21 декабря, кончился призыв. 5 января мы вышли на работу. У нас было два звонка о погибших москвичах, призванных в конце декабря. Один мальчик умер якобы от тяжелого мозгового воспаления, второй – убит. Это же система – которая никуда не годится. И даже Чечня тут ни при чем. Первого паренька 16 декабря повезли в Омск, была огромная отправка, целый эшелон. Ехали долго – все произошло в дороге. Родители еще даже тела не получили. Они были в ужасе. Мать звонила, спрашивала, что делать. Они тоже не верят, что это менингит.
═
– Ваша позиция нашла отклик среди правозащитников?
═
– Здесь мы разошлись во мнениях с некоторыми из наших коллег по правозащитному лагерю. Понимаете – идея тут очень соблазнительная: ну, давайте отсрочками пренебрежем, но зато сделают поменьше срок службы. В наши Вооруженные силы и на полдня отдать нельзя. Сколько у нас повешенных было на третий день после призыва? В этом и заключается ужас всей системы. Которую я очень хорошо знаю – 16 лет проработала в Комитете солдатских матерей. Я говорю своим коллегам: здесь никакой торговли не может быть!
═
– Задуманная реформа может вызвать серьезное недовольство населения. Нет ли у вас данных по предварительной обработке общественного мнения военными?
═
– Параллельно крикам об отмене отсрочек происходит очень интересная кампания. Мне рассказала коллега из Мурманска – некоторые военные эксперты ездят со специальными лекциями по регионам рассказывают о страшных угрозах России.
═
Золотая рота «балалаечников»
═
Егор Бероев, актер театра и кино (27 лет)
Андрей Болотин, солист балета Большого театра (26 лет)
Никита Борисоглебский, скрипач (19 лет)
Александр Бызлов, виолончелист, лауреат международных конкурсов (21 год)
Александр Волчков, ведущий солист балета Большого театра (25 лет)
Дмитрий Дюжев, актер театра и кино (26 лет)
Гайк Казазян, скрипач, лауреат Международного конкурса Чайковского (24 года)
Кирилл Кобрин, пианист, лауреат международных конкурсов (24 года)
Дмитрий Коган, скрипач, лауреат международных конкурсов (26 лет)
Петр Красилов, актер театра и кино (27 лет)
Борис Мясников, солист балета Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат 1-й премии Международного конкурса солистов балета в Вене (19 лет)
Илья Носков, актер театра и кино (26 лет)
Алексей Панин, актер театра и кино (27 лет)
Денис Савин, номинант «Золотой маски-2005» (20 лет)
═
Дети известных политиков, подпадающие под действие нового законопроекта
═
Петр Фрадков (26 лет) – заместитель гендиректора Дальневосточного морского пароходства.
Владимир Ястржембский (19 лет) – студент МГИМО
Станислав Ястржембский (18 лет) – студент МГИМО
Дмитрий Грызлов (25 лет) – закончил Северо-Западную академию госслужбы при президенте РФ. Вице-президент общенационального фонда молодежных программ «ДАР».
Владимир Кириенко (21 год) – окончил Нижегородский физико-математический лицей, сейчас заканчивает Высшую школу экономики.
Владимир Христенко (24 года) – работает в ЗАО «Система комплексного снабжения «МеТриС», которая реализует изделия из металла.
Алексей Чубайс (24 года) – закончил факультет менеджмента Высшей школы экономики. Работает в одном из депозитариев Москвы.
Борис Ельцин (23 года) – в 2003 году поступил в Высшую школу бизнеса при МГУ.
Алексей Явлинский (23 года) – аспирант одного из заграничных университетов, специализируется на компьютерных технологиях.
Алексей Рогозин (21 год) – студент Московского университета экономики, статистики и информатики.