В нашем распоряжении оказались наброски аналитической записки, в которой предлагаются основные пути реформирования отечественной культуры. Происхождение записки не вызывает сомнений, а важность поставленных в ней вопросов убеждает в необходимости предать его гласности.
═
***
═
Хорошо: приняли участие в выборах на Украине, повысили ВВП, продали (вернее, купили) «Юганскнефтегаз», разобрались с темными страницами истории и отменили наконец 7 ноября, поздравили Фрейндлих. Осталось – разобраться с культурой и массовыми коммуникациями.
Очень невнятно выступил товарищ Соколов, но зато коллеги высказались, поправили. Стало понятно, что с ней делать.
Первое: неправильно отдавать культуру музыковедам и театроведам. Коммунисты говорили: культуру – в массы. Что это значит в новых условиях? На заседании правительства стало ясно: у нас каждый за культуру болеет. Так пусть и работают на благо культуры, на пользу обществу. Товарищу Соколову отвели на подготовку доклада полгода. Зачем? Не надо откладывать на 1 июня то, что можно сделать сегодня. Максимум месяц – на расформирование. Достаточно.
Творцы говорят: культуру нельзя финансировать по остаточному принципу. По остаточному – не надо. Надо – по отраслевому.
Приоритеты расставлены, остались формальности.
После выхода «Личного номера» стало ясно, что прав был Никита Михалков, отечественное кино у нас действительно на подъеме (и нечего им там делить!). Контакт с Федеральной службой безопасности оказался творчески плодотворным и взаимовыгодным. Актеры и на самолете полетали, и в море сходили, и на машинах покатались, а товарищи – подтянулись в культурном плане. В сфере кино еще безотлагательно необходимо идентифицировать картину итальянского режиссера, о которой Владимир Владимирович Путин дважды упомянул в своих выступлениях (для последующей ее демонстрации по одному из общенациональных каналов). Сцену, в которой герой говорит: «Настоящий мужчина всегда должен пытаться, настоящая девушка – сопротивляться», включить в информационные выпуски.
Театры отдать Герману Грефу. Под реформу: а то творцы беспокоятся, что экономисты задумали что-то втайне от них, экономисты плохо чувствуют закулисную специфику. Поработают вместе – к обоюдной пользе.
Основные направления поручить главе МЧС Сергею Шойгу. И – забыть о них: у него не сгорит, не утонет. Ему же поручить работу с контрафактной и бодяжной продукцией. Раз он диски покупает, значит, специфику знает. Кстати – и в музыке разбирается. Так что филармонию придется поручить тоже ему. Пусть подправляет, что там нужно подправить. (Премьер РФ Михаил Фрадков особо заметил, что консерватория и филармония – суть не одно и то же, поэтому вопрос их объединения в повестке дня не стоит и до принятия соответствующего решения консерваторию следует оставить в ведении премьера или вице-премьера.)
Библиотеки – передать в ведение Министерства обороны. А может – в ведение МВД («Убить мента» – скорее их профиль). Ни в коем случае нельзя забывать, что культура – чрезвычайно деликатная область, здесь главное – не навредить, как говорится, семь раз отмерь, один – отрежь. Уж если браться за серьезное дело, сделать его надо – как лучше и наверняка.
Премьер РФ задал ключевые вопросы: «Почему так много негатива на телевидении и в печатных изданиях? Что это? Провокация? Недооценка положения нашего сегодняшнего и завтрашнего?»
Все библиотечные учреждения следует поставить в равные условия, обозначив принцип равноудаленности библиотекарей. Наверняка не все библиотекари одинаково хороши. Может быть, повнимательнее присмотреться к программе комплектования сельских библиотек, начатой ЮКОСом (sic!). Выделить этот вопрос в отдельное судопроизводство. Найти библиотекарей-вредителей. Обязательно.
Телевидение: успехи по-прежнему носят частный характер, единомыслия добиться до сих пор не удалось. Значит, какое-то время придется терпеть наличие сразу нескольких телеканалов. Два. Один – без футбола, с «Аншлагом» и концертами Евгения Петросяна (куратор – Герман Греф), другой – с футболом, но без концертов популярных российских юмористов (куратор – Сергей Иванов). Одним нравится одно, другим – другое. Это, собственно говоря, составляет одну из фундаментальных основ демократического общества. Пусть будет выбор.
Главное – добавить позитива и туда, и сюда.
По существу: уходящий год для российской культуры стал судьбоносным. Отечественная культура заняла достойное место на передовой яростной борьбы за вертикаль демократии.
Кто-то (назвать имена!) отправился на Волгу «Родину» защищать, кто-то (отметить поименно!) возглавил общенациональную борьбу с террором. Честь им и хвала.
Но враг не дремлет. И подстерегает там, где его не ждут. Проблемы армии – неуставные взаимоотношения, дезертирство, факты жестокого отношения к мирному населению – нашли себе пристанище и пищу в тиши армейских библиотек. И оттуда показали нам свой жестокий вражеский оскал.
Борьба с жестокостью наконец вышла в этом году на первый план. Государственная Дума вызвалась искоренить насилие, начав с телевидения и печатных СМИ.
Вообще-то оскал этот можно было заметить давно, но только в этом году власти всерьез обратили на это внимание. Правда, депутаты так увлеклись, что чуть было не запретили кино как таковое. А с другой стороны: разве заокеанские Том и Джерри со своими брутальными отношениями на грани жестокости чему хорошему научить могут? Не говоря уж про французские комедии с Ришаром, где то одному подножку ставят, то другого – в лужу лицом.
Надо освободить культуру от этой налипшей грязи, а заодно – и от несвойственных ей функций. Михаила Швыдкого от вопросов реституции уже отстранили, чтобы не разбазаривал военные трофеи. Собственно, почти все. Культура – в ежовых рукавицах, под недремлющим государевым оком.
Предложенный план реформ позволит превратить культурную отрасль в неотъемлемую часть силового блока. На ее положительном примере в дальнейшем можно будет приступить к реформе армии, нефтедобывающей и газовой отраслей, легкой и тяжелой промышленности, крупного, среднего и мелкого бизнеса.
Далее – список адресной рассылки.