Под конец года российский прокат пополнился новым блокбастером – чуть ли не в половине московских кинотеатров идет фильм «Личный номер» (режиссер Евгений Лаврентьев). Герой фильма, майор ФСБ Алексей Смолин спасает мир от крупнейшей атаки международного терроризма. Некий опальный русский олигарх Покровский, живущий в Лондоне (поломаем вместе голову – кого же авторы имеют в виду), затевает теракт – захват московского цирка, который осуществляют чеченцы вместе с арабами. По договоренности террористы требуют, чтобы для переговоров к ним прилетел Покровский, и только он, олигарх, вылетает в Россию, чтобы предотвратить гибель двух тысяч людей, умыв тем самым российские спецслужбы. Однако у террористов планы куда более масштабные: пока мир следит за событиями в московском цирке, террористы-арабы бросают своих чеченских коллег и, сев в самолет с плутониевой капсулой на борту, летят в сторону Рима, где собираются «накрыть» собравшуюся там «большую восьмерку». Разумеется, планам злодеев не суждено сбыться – не только майор Смолин на пару с американской журналисткой проявляют чудеса героизма, но и российские спецслужбы, и НАТО, и все мировое сообщество поднимается против мирового зла. Посрамленный олигарх, поняв, что проиграл, печально разворачивает самолет и летит обратно в Лондон.
Надо сказать, что впечатляет. Пожалуй, ни один еще отечественный боевик столь качественно и прилежно не усвоил уроков настоящего голливудского блокбастера. Настоящие, некомпьютерные, трюки заставляют вспомнить и «Армагеддон», и «Спасти рядового Райана», и всех «Крепких орешков», и много чего другого. Из пресс-релиза: «В съемках фильма «Личный номер» было задействовано 8 вертолетов, 2 истребителя-бомбардировщика Су-27; 4 самолета Ил-76 (один разбит на взлетно-посадочной полосе), 6 БТР (один разрезан), 15 грузовиков «Урал» (2 взорвано), 4 машины спецсвязи, 16 машин ДПС (6 разбито), 1 корабль спецназначения (имеется в виду авианосец. – «НГ»). Для создания спецэффектов было взорвано 150 кг тротила». Кроме того, к съемкам были привлечены взрывотехники специального назначения ФСБ, бойцы специального подразделения «Вымпел», 1000 человек личного состава. Неслабо, правда?
И все это могло бы вселять радость за отечественное кино, если бы не лукавые уверения продюсеров, что бюджет фильма составил 7 млн. долл., из которых государственных денег – 700 тыс. Известно, что глупо палить из пушек по воробьям, но пытаться уложить стадо слонов перочинным ножиком – просто нонсенс. И ничего удивительного поэтому, что приведенные цифры вызывают большие сомнения.
«Личный номер» стал мощнейшим залпом государственной идеологии, квинтэссенцией державных взглядов и на место России в мировой политике (первое место, заметьте, это вам не что-нибудь!), и на внутренние наши дела. За 105 минут успелось чуть ли не все: и погрозить пальчиком непослушным олигархам, и проявить политкорректность по отношению к чеченцам, которые, как оказалось, чуть ли не невинные жертвы, ставшие бездумными игрушками в руках настоящих международных террористов. Люди бен Ладена просто использовали их в цирке для отвода глаз, а потом бросили ради более «высокой» цели. Весь международный терроризм тоже предупрежден – главная его база в Катаре сметена с лица земли благодаря оперативным действиям российских спецслужб. Одну поблажечку им, правда, дали – бен Ладену (который в фильме безымянный) удается в последний момент спастись. И перед НАТО изящно расшаркались, показав главного натовца и его окружение куда какими дружественными по отношению к России, истинной нашей поддержкой и опорой на мировой арене.
То, что «Личный номер» – кино не просто государственное, а проект, к осуществлению которого приложили руку самые высокие сферы, свидетельствует помимо всего прочего один коротенький кадр. Камера выхватывает экран телевизора, с которого ведущая новостей зачитывает текст заявления президента России по поводу трагических событий. Интересно, с кем и сколько раз согласовывался этот текст? Кто-то еще не догадался?
Когда государственная идеология начинает активно вмешиваться в искусство, тут же начинаются разговоры о патриотизме. До чего удобное слово – «патриотизм». Оно, подобно хамелеону, так легко меняет окраску, то краснея, то коричневея, то приобретая ругательный оттенок (это когда нашу родину в черных красках изображают), то – наоборот – возвышенно-пафосный (это когда наши спецслужбы проявляют чудеса доблести). «У русских – собственная гордость, и действительно весь тот позитив, который происходит в нашем обществе в последние годы, связан как раз вот с нашей национальной гордостью», – сказал начальник Управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии Сергей Лазарук в одной из аналитических программ ТВЦ. Спасибо чиновнику из агентства, теперь мы хоть знаем, что все последние годы живем в обстановке сплошного позитива. А ведущий той же программы подытожил: «Хочется┘ чтобы Борис Березовский, выведенный в фильме как заказчик теракта в Москве Лев Михайлович Покровский, оказался в полном и окончательном тупике не только на экране». Нет предела патриотизму. «Такие старые слова, а как кружится голова┘»
Как тут не вспомнить фильм Павла Лунгина «Олигарх», где под именем Платона Маковского выведен Борис Березовский. Правильно, что Лунгин не стал снимать, как собирался, «Олигарх-2». Зачем? За него это сделали другие. Карьера и репутация Маковского, превратившегося в Покровского, навсегда закончилась в личном самолете на пути из Лондона в Москву, а сам он, этакий красавчик в «Олигархе», в «Личном номере» становится унылым злобным монстром с помятым лицом.
Патриотическое кино, безусловно, нужно. Только речь сейчас не об этом. Патриотизм не может быть инициирован сверху, патриотизм – это, извините за пафос, веление души, пусть даже коммерческое. В ином случае и патриотизм, и кино становятся карманными идеологическими игрушками.
Помните, как несколько лет назад ломались копья вокруг решения упразднить Госкино? Зря ломались. Посмотрите – Госкино возродилось. Только расшифровывается оно теперь по-другому – «государственное кино». И отныне если государство имеет кино – это патриотизм, а если кино имеет государство – это чернуха и измена.