Добрая половина вчерашнего заседания нижней палаты была потрачена на урегулирование внутреннего конфликта во фракции «медведей». Думскому большинству предстояло принять в третьем чтении 17 законопроектов пакета по формированию рынка доступного жилья. Мнения депутатов разделились: решения не удавалось найти до тех пор, пока администрация президента не определилась в выборе.
Главному куратору жилищного пакета, вице-спикеру Георгию Боосу, не повезло: официальный представитель президента на Охотном Ряду Александр Косопкин, а вместе с ним и советник главы государства Игорь Шувалов оказались не на его стороне. В думских кулуарах Боос говорил о «серьезных лоббистских структурах», которые сумели переубедить даже высокопоставленных чиновников. Суть же спора внутри «Единой России», от участия в котором остальные думские фракции были просто отстранены, состояла в следующем: две группировки никак не могли договориться о принципах распределения земельных участков под жилищное строительство. Боос отстаивал аукционы, а председатель думского комитета по промышленности Мартин Шаккум был согласен и на заявительный способ. Обе стороны не могли договориться и о времени, выделенном участникам рынка для подготовки к работе в новых условиях. Шаккум предлагал год, а Боос – только 6 месяцев. Стоит отметить, что и правительство первоначально придерживалось второй точки зрения.
Еще накануне Георгий Боос дал понять, что внутри фракции все договоренности достигнуты. Однако действительность оказалось другой. Куратору жилищного пакета удалось уменьшить переходный период до 9 месяцев, но совсем отменить заявительный принцип для получения земельного участка не получилось. Он оставлен для сектора индивидуального жилищного строительства. По мнению Бооса, которое вначале разделял и представитель Минпрома, сохранение этого принципа не позволит избежать злоупотреблений и монополизации, покончить с которыми можно было лишь аукционным распределением. Кстати, Боос объяснил, почему переходный период от нынешней системы к новой, рыночной необходимо делать как можно короче: в противном случае близкие к власти компании расхватают самые лучшие участки про запас, а тогда об аукционах на ближайшие 5–6 лет можно просто забыть.
Между тем Александр Косопкин твердо заявил, что именно предложения промышленного комитета являются настоящим компромиссом и именно за них надо обязательно голосовать. После чего и правительственные представители быстро поменяли взгляд на ситуацию. Думскому большинству оставалось только поддержать рекомендацию администрации президента и принять законопроект в том виде, который Боос считает исключительно вредным для формирования рынка доступного жилья. На просьбу корреспондента «НГ» прокомментировать случившееся один из представителей кремлевской администрации заочно посоветовал Боосу более внимательно прислушиваться к голосу регионов.