Юрий Лужков был вчера необычайно критичен.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера мэр Москвы Юрий Лужков обрушился с резкой критикой на правительство Михаила Фрадкова. Поводом послужило обсуждение экономики региона на заседании Совета руководителей Центрального федерального округа. Губернаторы которого, по словам столичного градоначальника, «утрачивают возможность управлять своим хозяйством и становятся номинальными фигурами».
Надо отметить, что мероприятие это носит, как правило, ритуальный характер: под Новый год областные начальники отчитываются о достижениях своего хозяйства. В этот раз блеск хрустальных люстр зала приемов «Президент-отеля», где проходило действо, мало гармонировал с тревожно-выжидательными лицами его участников.
С самого начала ритуал начал давать сбои. Не прибыл Георгий Полтавченко. И об успехах вверенного ему округа докладывал почему-то не заместитель, а всего лишь помощник полпреда. Докладывал долго и невыразительно, глядя в бумажки, в то время как региональные главы перешептывались, сидя за огромным круглым столом. Получив слово, почти никто из присутствовавших не распространялся о достижениях своего хозяйства, сразу переходя к главному – проблемам, свалившимся на них в результате последних реформ.
Дипломатичнее других выразился подмосковный губернатор Борис Громов: его беспокоит «ряд моментов, связанных с нашим взаимодействием с федеральной властью», а также ее «растущая централизация». Громов недоволен «продолжающимся неуправляемым ростом тарифов», напрямую влияющих на экономику области: «Тенденция такова – рынок все рассудит. Но это не должно быть так!» Губернатор Белгородской области Евгений Савченко обратил внимание присутствующих на главную беду России – депопуляцию: население страны вымирает со «скоростью» 1 млн. человек в год, вклад ЦФО в эту печальную статистику – 250 тысяч. Провинция, по его словам, превращается в огромную «социальную пустыню» – врачи и учителя бегут в столицу, где зарплата в 2–3 раза выше.
Глава Владимирской области Николай Виноградов заявил, что нынешняя власть плодит чиновников. А калужский губернатор Анатолий Артамонов искренне не понимает, почему в центральной России до сих пор существуют негазифицированные села: «Почему мы не видим выгоды от продажи газа за рубеж»?
Все это время Юрий Лужков сидел нахмурившись и глядя в стол. Начал говорить он после небольшого перерыва, и с первых слов московского градоначальника в зале установилась оглушительная тишина. «Я даже не знаю, о чем говорить...» – как бы замявшись, начал мэр. Впрочем, тут же выяснилось, что, напротив, он хорошо знал, о чем сказать коллегам. Об итогах московского года он сказал одной фразой: «Все складывается вполне прилично». После чего неожиданно продолжил: «...И тем не менее вся атмосфера говорит – счастья все нет!»
Решения государства, заметил Лужков, «могут или осложнять, или облегчать нашу работу». И дал понять, что имеет основания думать о развитии сценария по первому варианту. Подтверждением чего, на взгляд градоначальника, являются официальные данные – рост ВВП не достигает сегодня «того уровня, который задан президентом». Лужков сомневался, что задача удвоения валового продукта будет достигнута к 2010 году, и обратил внимание собравшихся на слухи, что задача будет отодвинута на 2015-й.
От макроэкономических проблем мэр обратился к региональным бедам. Главной из которых он явно считает «линию на обдирание субъектов Федерации». Лужков напомнил, что еще в 2001 году существовало лишь 8 регионов, бюджеты которых более чем на 50% формировались за счет федеральных трансфертов, а сегодня таких областей 35. В то же время Государственная Дума, заявил Лужков, «слепо копирует» то, что ей велит правительство. Особую ярость градоначальника вызывает Стабилизационный фонд: «Мы спрашивали – что это за категория? Как нам с ней оперировать? Что он стабилизирует? Реальный сектор экономики? Нет!» Ссылку правительства на страховочную функцию стабфонда Лужков не принимает: «Что он нам решит? На полгода оттянет страшную развязку?.. Нам говорят: это фонд будущих поколений. Тогда вкладывайте эти деньги в будущие поколения, в образование! Ответа нет...»
Темпы развития реального сектора экономики, уверен Лужков, и дальше будут падать, «если и дальше мы будем следовать за Кудриным и Грефом». Московский мэр назвал неконституционным закон о льготных выплатах: «122-й закон – он антиконституционен. Этот документ грубо вторгается в права субъектов Федерации». Мэр посетовал, что главы регионов утратили право оказывать финансовую поддержку правоохранительным органам, учреждениям культуры и соотечественникам. Сегодня 60% фонда зарплаты московских милиционеров составляют московские выплаты, и, спрогнозировал мэр, «вся система правоохранительных органов у нас рухнет». «Как я могу это допустить? – воскликнул градоначальник. – Я отвечаю за безопасность населения!» Мэр уверен, что «разработчики закона руководствовались не желанием организовать стабильную работу в государстве, а стремлением не позволить субъектам Федерации расходовать бюджетные деньги, которые главный бухгалтер нашей страны Кудрин считает важными для себя».
Закон об отмене губернаторских выборов никто вчера не ругал. Но Лужков заявил, что ему кажется нелепой идея создания в России унитарного государства: «Никакие великие люди в правительстве не смогут управлять такой огромной и разнообразной страной, как Россия». «Если мы будем молчать, улыбаться и стоять на задних лапках, – с горечью отметил в заключение московский градоначальник, – мы принесем плохую услугу нашему государству».
На протяжении довольно длинного монолога московского градоначальника в зале не раздалось ни звука. Коллеги Лужкова молча кивали в особо выразительных местах спича. Дважды раздавался звон мобильника у кого-то в кармане, и тут же решительно прерывался владельцем, который чуть раньше даже не подумал бы отказаться от разговора. Стало понятно, что предыдущая часть заседания была лишь долгой увертюрой к выступлению предпоследнего оратора. Последнего слушали вполуха – точку уже поставил Лужков.