Вчера на Охотный Ряд поступил долгожданный президентский законопроект, меняющий порядок избрания депутатов Госдумы. Если закон будет принят, уже следующие выборы пройдут исключительно по партийным спискам, без участия соискателей-одномандатников. При этом был предложен наиболее жесткий вариант реформы из тех, что до сих пор обсуждались. Авторы проекта решили все-таки запретить участие в электоральном процессе избирательных блоков – против чего возражала даже «Единая Россия». Кроме того, предусмотрели обязательное присутствие в Думе лишь двух партий – тогда как по действующему закону их должно быть минимум четыре. Вчера же был внесен и законопроект о создании общественной палаты.
По словам представителя главы государства на Охотном Ряду Александра Косопкина, законопроект об общественной палате в конце декабря уже может быть одобрен в первом чтении, а вот новая редакция выборного закона – вряд ли, потому что текст ее очень объемный. Таким образом, окончательное утверждение этих двух законопроектов состоится только весной. Впрочем, именно такой план прохождения реформ был принят заранее.
Пояснительная записка к выборному законопроекту отмечает всего несколько важных принципов этого документа. Во-первых, выборы будут проводиться только по пропорциональной системе – 450 депутатских мандатов будут разыгрывать между собой списки тех политических партий, которые будут надлежащим образом зарегистрированы. При этом «создание избирательных блоков не предусматривается». В каждом партийном списке может быть не более 450 кандидатов, причем в нем могут состоять и беспартийные граждане, которых не должно быть более половины данного списка.
Изменяются и требования к структуре партсписка. В его общефедеральной части не должно быть более 3 человек (сейчас 18), а остальные должны быть разбиты не менее чем на 72 региональных подсписка. Регистрация списка осуществляется либо через сбор 200 тысяч подписей, либо через уплату избирательного залога в размере 39 миллионов. Те партии, которые уже имеют свои фракции в Думе, освобождаются и от подписей, и от залога.
Напомним, что для следующих после 2003 года выборов в Думу уже заранее установлен 7-процентный барьер. При этом указывалось, что в нижней палате должно присутствовать не менее 4 партий, собравших вместе не менее 50 процентов голосов избирателей. Авторы закона барьер оставили прежним, но отметили, что допущенные к распределению думских мест как минимум две партии должны иметь в сумме не менее 60% голосов. В противном случае барьер может быть опущен для той партии, которая оказалась «на подходе». В проекте указывается, что «если ни один из федеральных списков не получил 7 и более процентов голосов либо все федеральные списки получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, то выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися». По сравнению с действующим законом о выборах изменена и методика подсчета количества думских мандатов: они станут распределяться в соответствии с полученными в конкретном регионе голосами.
Член Центризбиркома Елена Дубровина напомнила корреспонденту «НГ», что ЦИКом был предложен пункт, оговаривающий минимальное присутствие в Думе четырех партий. По ее мнению, предыдущий вариант являлся более демократичным. И «более соответствовал бы задачам стимулирования развития многопартийности, о чем сейчас неоднократно заявляют на самом высоком уровне, мы посчитали, что это наиболее оптимальный вариант – тем более сейчас, когда еще только идет становление партий в регионах».
Дубровина считает еще одним минусом законопроекта то, что мнения 40% избирателей могут остаться неучтенными: «60% – это, конечно, большая цифра. Для сложившейся партийной системы она, наверное, была бы определяющей. Но сейчас – когда во многих регионах приходится слышать, что партий никто не знает и не успел почувствовать их существования, полагаю, что такую высокую планку ставить преждевременно».
Независимый депутат Госдумы Сергей Попов предположил, что если примут закон, Дума будет состоять из москвичей и, отчасти, петербуржцев – примерно так, как это произошло с Советом Федерации, где «представители регионов почему-то все оказываются москвичами». В новых условиях важным рычагом воздействия на строптивого депутата станет, по словам Попова, партийная бюрократия, от которой зависит место в списке.
Член фракции ЛДПР Алексей Митрофанов в беседе с корреспондентом «НГ» предположил, что следующая Дума будет двухпартийной: «Мы идем к двухпартийной системе. У нас будет одна партия власти и вторая – оппозиционная. А внутри партии будут платформы – то одна команда победит, то другая. Остальные структуры тоже имеют право на существование, но будут выполнять функции довеска. Думаю, что в конечном итоге могут остаться «Единая Россия» и ЛДПР. Коммунистов затрут до конца – как это на Украине произошло».
Сами думские коммунисты сообщили, что будут голосовать против данного законопроекта. По словам депутата и секретаря ЦК КПРФ Олега Куликова, его товарищи, в частности, не согласны с отменой блоков: «Нельзя так авторитарно изменять общественно-политическую палитру страны! Хотят партии объединяться – пусть объединяются. В законодательном органе должна быть состязательность – мнений, законов, настроений. А если там будут две партии, представляющие одну и ту же точку зрения, то этот орган, как представительный, будет себя изживать. Он перестанет быть легитимным в глазах избирателей».
Проект закона «Об общественной палате РФ» выглядит гораздо бледнее 300-страничного избирательного закона – в нем только 20 с небольшим листов. В проекте четко зафиксировано: все решения, обращения и экспертные оценки Общественной палаты являются рекомендательными, хотя их и обязаны рассматривать Дума, Совет Федерации и правительство. Принцип же формирования ОП придуман простой: сначала президент отбирает 42 граждан, «имеющих особые заслуги перед государством и обществом». Затем они сами становятся выборщиками следующей порции из 42 человек, которые должны представлять общероссийские общественные объединения. Затем эти 84 члена ОП вместе приступают к последнему этапу формирования этого органа – отбирают кандидатов от региональных и межрегиональных общественных организаций, которых тоже должно быть не более 42 человек – по 6 от каждого из 7 федеральных округов. И только потом этот полный состав Общественной палаты может приступать к заседаниям, составить список Совета ОП, избрать секретаря ОП, а также некий кодекс этики. У «общественников» будет свой аппарат, печатное СМИ, удостоверения, отдельная строка в федеральном бюджете и право на ежегодный доклад о состоянии гражданского общества. Будут ли им платить зарплату или нет, из самого закона осталось непонятным.