До января Сергей Степашин может «перегореть».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня Государственная Дума должна была выслушать председателя Счетной палаты Сергея Степашина, который собирался представить депутатам итоги проверки приватизации в Российской Федерации. Эти материалы заранее получили широкую известность: доклад Степашина анонсировался как пролог к массовой расправе над олигархами и сравнивался с докладом Белковского об «олигархическом заговоре», после которого начались репрессии против владельцев ЮКОСа. Думские руководители объясняют отсрочку «техническими» причинами: надо срочно обсудить в четвертом чтении бюджет на 2005 год. Для чего на Охотный Ряд пригласили замминистра финансов Татьяну Голикову, которой зададут много вопросов, а значит – времени для Степашина не остается. Как отметила вчера первый вице-спикер Любовь Слиска, именно подробное обсуждение бюджетных проблем потребовало переноса правительственного часа, отведенного Степашину. По ее словам, главу Счетной палаты Дума выслушает, видимо, только в январе – вместе с годовым отчетом о деятельности этого ведомства. Почему Дума решила расставить точки над «i» не сейчас, а поближе к весне, разъясняют по просьбе «НГ» известные политологи.
Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии
Доклад я считаю чисто вспомогательным элементом. Он не имеет никакого отношения к сути дела, потому что антиолигархической кампании как таковой нет. Есть просто процесс передела собственности, который шел все 90-е годы и продолжается и сегодня, просто с нового уровня силовых и технологических ресурсов. На мой взгляд, никакой системной казни над олигархами не будет. Мне представляются актуальными сейчас два сюжета. Первый – это передача «Сибнефти» в новые руки. Но это будет лишь разыграно как сюжет отъема «Сибнефти» у нынешних собственников, а фактически это будет ее продажа структурам, близким к «Газпрому» за рыночную стоимость порядка 5–6 млрд. долларов.
Михаил Делягин, руководитель программного комитета партии «Родина»
О расправе над олигархами не было речи с самого начала. Это просто был способ давления на них. Но не для достижения каких-то общенациональных идей – чтобы они сделали что-то для общества, вплоть до отдачи имущества государству. А для достижения целей, которые носят более узкий характер и ассоциируются скорее с коррупцией, – чтобы они отдали контроль над финансовыми потоками «правильным» людям. Если сейчас этот доклад раскручивать, дело может кончиться пересмотром итогов приватизации. А задача, как я понимаю, состоит, во-первых, в том, чтобы обеспечить контроль за финансовыми потоками. И во-вторых – уже когда все будут сытые, слить олигархический капитал в какой-нибудь «Газпром».
Сергей Марков, директор Института политических исследований
Никакой расправы над олигархами не готовилось и не готовится. Ведь олигархи – они одновременно и крупнейшие корпорации, с которыми, без сомнения, связано будущее России. И Кремль не собирается с ними расправляться, он собирается их воспитывать. Только самые невоспитуемые будут подвергаться ротации в плановом порядке. Что касается доклада Степашина, то это и есть работа Счетной палаты – все это анализировать. Власти вообще неплохо иметь общее представление о том, как протекала приватизация. Все примерно представляют, что она протекала плохо, а что конкретно – все-таки было не очень ясное представление. Разумеется, тем самым формируется некий материал, который может быть использован против какого-то из олигархов. Но – если это понадобится. А с другой стороны, это в некоторой степени излишняя информация: мы же видим по примеру Ходорковского, что любого можно «потушить», придираясь исключительно к налогам. Ситуация с правом у нас настолько кардинально отличается от бизнес-практики, что в принципе любого бизнесмена можно взять и подвергнуть репрессиям, опираясь на существующие сейчас нарушения.