Почти через 30 лет после подписания Хельсинкского заключительного акта ОБСЕ сталкивается с одним из крупнейших вызовов – необходимостью проведения реформы, цель которой – соответствовать реальностям современного мира и противостоять беспрецедентным угрозам, с которыми мы сталкиваемся.
Мне пришлось обсуждать различные предложения по преобразованию организации в ходе многочисленных встреч в этом году с министрами иностранных дел стран ОБСЕ. В своей недавней статье российский министр иностранных дел Сергей Лавров дал анализ проблем, с которыми сталкивается ОБСЕ. Другие страны СНГ изложили продуктивные взгляды на реформу.
Как действующий председатель, я ставлю перед собой ту же цель – превратить организацию в более динамичную, гибкую, способную адаптироваться к новым угрозам безопасности. Террористические акты, произошедшие в этом году в России, Испании и других странах ОБСЕ, – разочаровывающее напоминание о том, что, несмотря на все наши усилия последних трех лет, террористы все еще могут слишком свободно действовать внутри наших стран и между ними.
Уникальной особенностью ОБСЕ как международной организации является ее всесторонний подход к вопросам безопасности, охватывающий политические и военные аспекты, экономическую и экологическую деятельность, а также человеческое измерение. Все они важны.
Борьба с терроризмом и устранение этого явления должны занимать приоритетное место в повестке дня ОБСЕ. Но мы должны всегда смотреть за тем, чтобы не допустить подрыва коренных принципов ОБСЕ, прежде всего уважения фундаментальных прав человека и основных свобод.
На протяжении последних трех лет ОБСЕ настойчиво добивалась усиления своего антитеррористического потенциала. Так, мы собрали вместе экспертов в области безопасности аэропортов, чтобы разработать меры защиты гражданских самолетов от переносных ракет, а также экспертов, специализирующихся на паспортах и удостоверениях личности, чтобы создать реальные барьеры для поездок террористов с фальшивыми документами. Это основательная практическая работа, которая принесет дивиденды в перспективе.
Мы разрабатываем меры по улучшению безопасности контейнерных перевозок, которые используются для транспортировки основной массы товаров в мире, по противодействию контрабанде стрелкового и легкого оружия, по ликвидации излишних запасов боеприпасов и недопущению доступа террористов к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным материалам.
По мере того как преобразуется Европа, границы государств становятся более открытыми. Это само по себе позитивное явление, однако его используют для незаконной перевозки наркотиков, людей и оружия. Задача состоит в том, чтобы способствовать законным поездкам и торговле через границы, защищать права человека, развивать контакты между людьми и в то же время обеспечить уровень безопасности, сопоставимый с угрозой незаконной деятельности через границы. ОБСЕ создает такую систему контроля на границах и обеспечения безопасности, которая отвечает этому вызову.
Мы полны решимости нарушить связи между преступностью и конфликтом. Для этого мы организовали в ряде стран программы по деятельности полиции. Они делают сотрудников охраны правопорядка одновременно более эффективными и в то же время более демократически подотчетными. Так, например, программа содействия полиции в Киргизии является первой в своем роде в Центральной Азии. Другие программы планируются для Кавказа. Российские офицеры ведут образцовую службу в полицейских программах ОБСЕ, делясь своим опытом с государствами-партнерами. Хорошая полицейская служба является фундаментом стабильного, демократического общества, и я надеюсь, что наши мероприятия в области полицейской деятельности будут расширяться.
Одним из основных принципов ОБСЕ является принцип неделимости безопасности. Подрыв безопасности одной страны или региона может отразиться на благосостоянии всех 55 стран – участниц организации. Вот почему ОБСЕ жизненно заинтересована в укреплении стабильности на Кавказе и на Балканах. Предотвращение конфликтов является одним из наиболее успешных дел ОБСЕ, и мы должны и далее напряженно работать в этом направлении.
В этом году я уже указывал на географический дисбаланс в распределении бюджета ОБСЕ, когда примерно 50% всех ресурсов выделяется Юго-Восточной Европе, в то время как только 6% расходуется в Центральной Азии и 15% – на Кавказе. Я считаю, что нам необходимо установить новый баланс и новый оптимальный уровень расходов, при которых больше средств будет выделяться в будущем Кавказу и Центральной Азии.
Чтобы способствовать улучшению географического баланса в ОБСЕ, я предложил перенести далее на Восток места наших крупных ежегодных мероприятий, которые ныне проводятся в таких городах, как Вена, Варшава и Прага. Например, мы могли бы перенести из Варшавы в Закавказье встречу по человеческому измерению, на которой страны ОБСЕ делают обзор выполнения ими обязательств в области соблюдения прав человека. Это символические жесты, однако, как я считаю, они дают важную возможность поддержать страны региона практически и способствовать их дальнейшему демократическому развитию, а также привлечению к ним внимания в мире.
Я приветствую инициативные усилия ОБСЕ в борьбе со всеми формами расизма, нетерпимости и дискриминации. Крайне важно, чтобы правительства обеспечили выполнение законов, направленных на искоренение дискриминации, вели соответствующее обучение своих правоохранительных служб, открыто и решительно высказывались, когда имеют место «преступления ненависти». Если им не противодействовать, такие деяния могут стать опасным источником насилия и нестабильности.
В заключение я хочу выразить согласие с мнением, высказанным министром Лавровым в своей недавней статье: нам необходимо сделать так, чтобы ОБСЕ была эффективным инструментом, служащим интересам всех ее участников. ОБСЕ будет настолько эффективной и значимой, насколько этого хотят ее 55 стран-участниц. Четкая политическая воля всех 55 стран в полной мере использовать ОБСЕ как форум для политического диалога в большей степени, чем что-либо еще, может дать новый импульс этой организации.