Отношения российского общества с властью вряд ли кто-то сможет назвать безоблачными. Недоверие, прямая конфронтация, а чаще всего обычное безразличие, связанное с нежеланием брать на себя ответственность за судьбу страны («мы вас выбирали – вы и решайте!») – вот основные характеристики отношения огромного числа россиян к властным структурам. Причины понятны – на протяжении веков российская (и в том числе советская) власть всеми возможными средствами приучала народ к мысли, что судьба страны – не его ума дело, что решение стратегических вопросов находится исключительно в компетенции «соответствующих органов».
В результате имеем то, что имеем.
Однако сегодня такой подход неприемлем, поскольку ситуация в новой России и во всем современном мире принципиально изменилась. Демократические преобразования в стране подразумевают приоритет прав личности над государственными интересами. И власть прекрасно понимает, что в условиях демократии решать основополагающие государственные задачи без участия общества попросту нереально.
Но права и свободы граждан – это в первую очередь их ответственность за себя и за страну. Это особенно важно понимать сегодня – когда Россия фактически находится в состоянии войны с международным терроризмом, когда наркотизация общества приобретает глобальный характер, когда под прикрытием демократических свобод молодежи навязывается экстремистская идеология. Готово ли общество к тому, чтобы принять эту мысль как принцип сегодняшней жизни, или она так и останется лишь словами на бумаге? Вопрос.
На фоне существующего положения дел особо важными видятся инициативы МВД, демонстрирующего понимание необходимости честного и тесного диалога между обществом, властными структурами и силами правопорядка. Шаг не только разумный, но и мужественный, поскольку отношение народа к милиции общеизвестно, и термин «сотрудничество с правоохранительными органами» до сих пор имеет негативный оттенок. Вернуть доверие общества к милиции как органу власти, имеющему непосредственный контакт с людьми, далеко не всегда для них положительный – задача сложнейшая, требующая огромного количества времени и сил. Но без обоюдного доверия конструктивный диалог невозможен, и сотрудники МВД прекрасно это понимают.
Только в течение этого года было организовано более двадцати рабочих встреч с представителями правозащитных организаций, где рассматривались вопросы сотрудничества, проведены рабочие встречи с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Владимиром Лукиным, с председателем Комиссии по правам человека при президенте РФ Эллой Памфиловой. В октябре был подписан Меморандум между МВД и уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, в котором определены принципы взаимодействия. 17 ноября Министерство внутренних дел и Русская Православная Церковь подписали cоглашение, в котором определены основные направления сотрудничества в области противодействия вовлечению молодежи в общественные и религиозные объединения экстремистской направленности.
Активная деятельность сил правопорядка направлена сегодня и в отношении чистоты собственных рядов. В последнее время они недвусмысленно продемонстрировали, что борьба с «коррупцией в погонах» не является сугубо внутренним делом министерства. На официальном сайте МВД открыта страница «Общественная приемная», куда рекомендуется обращаться гражданам в том числе и с жалобами на неправомерные действия со стороны сотрудников милиции. По поступающим жалобам проводятся проверки.
Первые шаги сделаны, и общество уже сегодня отозвалось на предложения силовых структур собственными действиями. Так, благодаря общественной инициативе в стране возрожден институт добровольной народной дружины. Сегодня в России действуют 37 тысяч общественных правоохранительных объединений, 18 тысяч народных и 1 тысяча казачьих дружин. Общая численность добровольных помощников милиции – 328 тысяч человек. Но повторю – это лишь первые шаги на пути противостояния таким серьезным проблемам, как террор и наркотики.
Исходя из нынешних реалий, власть, пожалуй, имеет лишь два варианта решения комплекса сегодняшних проблем – либо чрезвычайщина, а значит, ограничение граждан в их правах, либо постоянный и тесный контакт с общественными институтами, который позволит предотвращать угрозы на начальном этапе.
Сложно и непривычно думать о том, что борьба с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью и коррупцией – дело не только силовых структур, но и внутреннее дело каждого из нас. Но рано или поздно этот тезис придется принять, если мы и в дальнейшем собираемся быть гражданами страны под названием Россия.