Государственная Дума вчера наконец провела дополнительную пленарку для одобрения пакета законопроектов по формированию рынка доступного жилья. Однако совсем не факт, что теперь такой рынок будет создан. Соль в том, что пакет утвержден в усеченном виде, а доступное жилье требует принятия всех документов сразу, и об этом не раз говорили сами депутаты. В частности, из документа «вылетели» поправки к Налоговому кодексу о местном налоге на недвижимость.
Противники поправок утверждают, что от введения налога на имущество пострадают в первую очередь социально незащищенные слои, поскольку налог будут высчитывать из рыночной стоимости. Сторонники же этого нововведения подчеркивают, что единственными, кто действительно может от данного налога пострадать, станут владельцы особняков на Рублевском шоссе и прочих престижных подмосковных трассах, поскольку платить им придется примерно на два порядка больше.
В начале заседания главный разработчик пакета Георгий Боос, видимо, еще не понимал, что его детищу будет нанесен серьезный удар. В ответ на инициативу фракции «Родина» отложить его вчерашнее рассмотрение он заметил, что «любые изменения в пакете и вынимание каких-то кусочков будут приводить к тому, что мы будем иметь искаженный рынок доступного жилья, то есть просто жилье будет недоступным». Упомянул вице-спикер и некие «лоббистские устремления», направленные на то, чтобы растащить пакет по кускам. В Думе, по некоторым сведениям, Бооса отказывается поддерживать одна из ключевых фигур фракции «Единая Россия», более того, эта «фигура» начала против него настоящую войну.
Заметим, однако, что «жилищный пакет» Боос двигает не по собственной инициативе: подлинным вдохновителем документа и соавтором думца является советник президента Игорь Шувалов. Таким образом, сегодня мы стали свидетелями очередного обострения внутрикремлевского противостояния. Что особенно ярко проявилось при обсуждении во втором чтении Градостроительного кодекса и законопроекта о его вступлении в силу.
Представитель Минпромэнерго Сергей Круглик, а вместе с ним и Игорь Шувалов предлагают принять ряд поправок к этому кодексу, чтобы уменьшить количество административных барьеров и тем самым снизить себестоимость жилья. А глава думского комитета по промышленности Мартин Шаккум высказывается против, ссылаясь на мнение государственного правового управления администрации президента. Шувалов отвечает: есть «согласованная позиция администрации президента и никаких отдельных позиций отдельных подразделений здесь быть не может». После чего Дума все-таки голосует против обсуждения поправок, впервые отказываясь поддержать «указание» Кремля. Очевидно, на самом деле единой позиции администрации все-таки нет.
Настоящий скандал разгорелся, когда дело дошло до закона о введении в действие Градостроительного кодекса. Нижняя палата снова не приняла поддержанные Кругликом и Шуваловым поправки – о том, что земельные участки под строительство должны распределяться только посредством аукционов. Между тем представитель Минпромэнерго подчеркнул, что без таких поправок «реализация Градостроительного кодекса будет весьма и весьма затруднена», а советник президента добавил, что «кодекс без этих поправок вряд ли кому-то понадобится», и обвинил депутатов в том, что они поддерживают «тех, кто контролирует региональные связи между властью и строительными компаниями». Тем не менее и Градостроительный кодекс, и сопровождающий его законопроект получили во втором чтении более 300 голосов.