Михаил Сеславинский и Игорь Юргенс против законодательных ограничений для СМИ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Здоровье в России – категория не столько медицинская, сколько нравственная. И зависит прежде всего от СМИ. К этому выводу пришли вчера участники пресс-конференции, посвященной Всероссийскому форуму «Здоровье нации – основа процветания России», который состоится 1–5 июня 2005 года в Москве.
По словам председателя форума, президента ООО «Лига здоровья нации» Лео Бокерии, «под здоровьем нельзя понимать только болезнь, здоровье – это нравственное состояние народа». Поэтому, по замыслу организаторов – в числе коих Управление президента России по внутренней политике, ФСБ, Минобороны, МВД, МЧС, Российский союз промышленников и предпринимателей, обе палаты парламента и ряд министерств и ведомств, – на форуме речь пойдет о выработке государственной политики по оздоровлению физического и духовно-нравственного здоровья сограждан, формировании национального сознания россиян и общенациональной идеологии, несиловых методах борьбы с терроризмом и коррупцией, способах стимулирования рождаемости и т.д.
Бокерия сообщил, что «готовится бомба» – карта здоровья населения по регионам, в которых наглядно видна вся его непропорциональность. Отвечая на вопрос обозревателя «НГ», как относиться к запрету Госдумой телевидению на показ сцен насилия в программах и фильмах с 7 утра до 22 часов вечера, известный хирург заявил: когда «мы наберем силу, мы будем просто заниматься конкретными корреспондентами, потому что я понимаю, что с людьми, которые содержат газеты, мы, конечно, не справимся».
Автор этих строк попытался уточнить, что имеется в виду под термином «заниматься конкретными корреспондентами». Бокерия в ответ рассказал про какую-то женщину, которая в прессе призналась в любви к сексу на подоконнике. Обозреватель напомнил хирургу, что спросил про телевидение. «Да это одно и то же!» – ловко парировал президент «Лиги здоровья нации».
По мнению руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского, законодательно сформулировать запрет на показ сцен насилия в телепрограммах практически невозможно: «Для чего пишутся законы? Для того чтобы они исполнялись. В этой связи появляется необходимость ювелирно определить, что является сценой насилия. К сожалению, определить это невозможно». В нынешнем виде, по его мнению, формулировка вызывает необходимость написать еще два тома толкований.
«Ничего другого в мире лучше не придумано, чем солидарная, грамотная работа самих СМИ», – отметил Сеславинский. По его словам, в России принятые массмедийным сообществом конвенции также успешно действуют. Пока же над анализом законопроекта об ограничении сцен насилия создана специальная рабочая группа медиакомитета, в которую входят представители профильного комитета Госдумы и юристы всех федеральных телеканалов.
«Работа идет, но не могу сказать, что идет быстрыми темпами», – подчеркнул руководитель Федерального агентства. Затруднился он ответить и на вопрос о возможных сроках второго чтения законопроекта в Государственной Думе.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, присутствовавший на пресс-конференции, сказал, что эта тема является вопросом культуры и самоцензуры самих журналистов и ее «опасно передавать в руки Государственной Думы».