Вениамин Яковлев убежден, что отчитываться о доходах судьи должны добровольно.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
На днях президент рекомендовал ввести обязательное декларирование судьями своего имущества и доходов. Председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев настаивает на том, что судьи должны сами обязать себя отчитываться перед народом – в рамках Кодекса судейской этики, который с сегодняшнего дня придет на смену Кодексу судейской чести.
Сегодня съезду судей предстоит утвердить правила поведения, которых служителей Фемиды обяжут придерживаться на службе и в быту. В теории пренебрежение этими правилами грозит как минимум дисциплинарной ответственностью, а как максимум – отрешением от должности. Над проектом кодекса судейское сообщество напряженно трудилось два года, хотя подавляющее большинство участников процесса большой необходимости в том не видели: у судей уже был кодекс судейской чести, принятый в 1993 году, и его вполне хватало. Однако три года назад в Законе «О статусе судей» появилась ссылка на Кодекс судейской этики, так что хочешь не хочешь, а пришлось его изобретать.
В итоге старый добрый Кодекс судейской чести слегка расширили, дополнив его выдержками из Конституции, профессионального кодекса американского судьи и «общих принципов поведения госслужащих», продекларированных президентским указом. Однако общий смысл остался прежним: судья обязан быть беспристрастным, не должен проявлять предубеждений расового, полового или национального характера. Как и раньше, судья не вправе делать публичные заявления и выступать в прессе по существу рассматриваемых в суде дел до вступления в силу соответствующих решений. А кроме того – публично подвергать сомнению решения своих коллег. На службе и в быту служитель Фемиды должен быть настоящим бойскаутом – соблюдать вежливость и не вступать в порочащие связи, как личного, так и делового характера. Вступать в партии или каким либо другим образом выражать свои политические взгляды ему тоже нельзя, но зато можно заниматься научной или преподавательской деятельностью (в том числе и оплачиваемой).
Интригу в процесс утверждения переписанных по-новому старых правил внес председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, давно уже предлагавший включить в кодекс обязанность судьи добровольно декларировать свое имущество и доходы. По мнению Яковлева, именно общественный контроль может предотвратить безответственность судей, не посягая при этом на независимость судебной власти. «Здесь возможны два варианта, – пояснил он «НГ». – Один вариант – это принятие закона. То есть внесение дополнения в закон о статусе судей с введением обязательного декларирования. Но, честно говоря, мне бы хотелось, чтобы в Кодексе этики судьи записали бы, что они сами этого хотят. Мне кажется, это было бы еще лучше, и я буду это предлагать».
В судейском сообществе, впрочем, существует и другая точка зрения – поскольку обязанность декларировать доходы может рассматриваться как ограничение прав судей, она должна быть прописана именно в законе. Заодно и уточнят: кто должен принимать отчетность, а кто – проверять. Тем более что на днях президент настоятельно порекомендовал это сделать.
«Пусть съезд решает – нужно ли прописывать это и в кодексе, и в законе, – сказал «НГ» председатель Высшей квалификационной коллегии судей Валентин Кузнецов. – У меня с этим проблем нет, скажут представлять – ради бога. Но давайте откровенно: если кто-то захочет иметь лишнее, он же никогда это не зарегистрирует на себя или на родственника, а на какого-нибудь знакомого. И что это изменит? Кодекс судейской этики – это не УПК, не АПК, не ГПК, не тот документ, где можно разложить все по полочкам: вот за это полагается это. Была такая идея – сделать дисциплинарный кодекс судьи, но сложно все это сформулировать, это очень большая работа. Но не исключаю, что такой кодекс может появиться. Чтобы каждый судья знал: вот за это тебе предупреждение, за это порицание, а за это можно и мантии лишиться».
Как бы то ни было, проблема неподкупности российского правосудия остается одной из самых больных тем для судейского сообщества – не случайно в Верховном суде так оскорбились, когда глава Конституционного суда Валерий Зорькин заявил о проникновении коррупции в судебную систему. Между тем пока никто не может сказать, когда у законодателя дойдут руки до того, чтобы вменить декларирование доходов судьям в обязанность. А вот Кодекс этики вступит в силу сразу после его утверждения на съезде.