Сергей Степашин готов навести порядок в бизнес-сообществе.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)
Совсем недавно на съезде РСПП Владимир Путин заверил представителей крупного бизнеса в том, что итоги приватизации пересмотрены не будут. Однако одно дело – громкие политические заявления, другое – кропотливая закулисная работа чиновников по фактической ее отмене. Глава Счетной палаты Сергей Степашин давно уже высказывался в пользу национализации крупных российских компаний. И вот на днях на сайте СП был вывешен текст аналитической записки, утвержденной коллегией палаты, под названием «Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993–2003 гг.»
Документ этот имеет поистине судьбоносное значение: отныне российский бизнес будет жить по новым правилам, четко прописанным в представленных материалах. Итоги приватизации, похоже, будут основательно пересмотрены: по оценке Счетной палаты, социальная эффективность приватизации оказалась крайне низкой, а принципы равенства граждан и учет интересов и прав всех слоев населения не были соблюдены.
Речь в докладе идет главным образом о залоговых аукционах. Авторы документа перечислили компании, правила перехода которых в частную собственность кажутся им сомнительными. Названы: ТНК, «Сибнефть», СИДАНКО, ЮКОС, «Славнефть» и некоторые другие. «В 12 аукционах, – утверждают эксперты, – сумма кредита существенно превысила начальную цену. В остальных случаях начальная цена была превышена чисто символически».
«Отсутствие долгосрочной приватизационной политики государства», по мнению Счетной палаты, «привело к тому, что акции стратегически важных предприятий оказались скуплены иностранными фирмами (13,24% акций ОАО «Пермские моторы», 26,7% акций АНТК им. Туполева).
Особенность документа в том, что в тексте его прописаны способы восстановления статус-кво. Собственно, один из них уже осуществляется, и вряд ли самый простой вариант – на примере ЮКОСа. Теперь судебное преследование бизнеса получило солидное методологическое обоснование. «Выявленные проверками Счетной палаты Российской Федерации и подтвержденные факты, – говорится в документе, – дают правовые основания для признания в судебном порядке в пределах установленного срока исковой давности недействительными отдельных сделок». Таким образом, будущие процессы, отменяющие итоги приватизации, пройдут по упрощенной схеме, основанной на прецеденте.
Косвенной поддержкой намерения Степашина выглядит и вчерашнее выступление Владимира Путина на Всероссийском съезде судей, где он заявил, что власть в России до сих пор испытывает давление олигархических групп. «Отчасти это до сих пор так. Должен, к сожалению, это констатировать». «Мы боремся с этим и дальше будем бороться», – подчеркнул президент.
Неслучайным в цепи событий выглядит и вчерашнее заявление генерального директора «Газпромнефти» Сергея Богданчикова на втором международном форуме «Газ России-2004». В случае признания недействительными ряда залоговых аукционов государство готово скупить на корню крупнейшие нефтяные компании России. Богданчиков назвал в числе приоритетов для покупки не только «Юганскнефтегаз», но и «Сибнефть». Между тем нефтяная компания ЮКОС оспаривает проведение аукциона по продаже акций своего основного добывающего предприятия. Арбитражный суд Москвы назначил на 3 декабря рассмотрение иска ЮКОСа о признании недействительным постановления службы судебных приставов-исполнителей о реализации активов «Юганскнефтегаза».
Какими будут последствия всех этих событий для российского бизнеса? На этот вопрос «НГ» ответил один из участников ее обсуждения, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: «Там много интересного фактического материала, но с выводами я не совсем согласен. Например, там сказано о том, что приватизация проведена неэффективно. Это соответствует общественному мнению, но у меня точка зрения другая. Я думаю, что об этом еще рано судить. Я приватизацию оцениваю положительно... Можно сказать, что там были некоторые исключения, когда закон был нарушен, но в принципе приватизация проведена в соответствии с юридическими нормами. Поэтому она не должна вызывать массовых претензий».
«Приватизация в России прошла крайне неудачно. Так и не появилось полноценных частных собственников. Впрочем, история Ходорковского продемонстрировала, что даже эффективный собственник – «курица, несущая золотые яйца», обладатель миллиардов, – в один момент стал узником тюрьмы», считает глава Центра по изучению России Игорь Чубайс.