0
764
Газета Политика Интернет-версия

25.11.2004 00:00:00

О стратегическом партнерстве лучше не говорить

Дмитрий Поликанов

Об авторе: Дмитрий Валерьевич Поликанов - директор по международным и общественным связям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Тэги: ес, саммит, сотрудничество


По просьбе российской стороны саммит Россия–ЕС был отсрочен до 25 ноября. Обычно к такого рода мероприятиям чиновники относятся с особым пиететом и стараются приготовить несколько новых свидетельств необычайных «успехов». Однако особенностью этого саммита скорее всего станет именно отсутствие каких-либо «прорывов» в отношениях с объединенной Европой.

Сегодня наблюдается общее снижение интереса к России со стороны западных стран. У людей, принимающих решения в западных странах, утвердилось прагматично-скептичное отношение к происходящему в России. Никто никогда не строил иллюзий и по поводу ее демократичности. Европа применяла к Москве высокие стандарты, ибо рассматривала ее как «свою». Ожидалось, что конечным итогом партнерства станет именно интеграция России через гармонизацию законодательства и ценностей. Именно поэтому критика за отход от демократии была такой жесткой и отнюдь не безосновательной, даже по мнению самих россиян.

Кстати, последние опросы показывают, что 37% населения считают справедливой (46% – несправедливой) критику со стороны Запада в адрес российской власти. В обществе, которое часто обвиняют в ксенофобии, холопских настроениях и исконной любви к самодержавию, более трети опрошенных готовы прислушаться к аргументам Запада и настороженно следят за судьбой демократии в России. Верхние слои общества не исключение – в элитных Москве и Санкт-Петербурге таковых 57%.

Но при этом двойные стандарты Запада и его неспособность решить собственные проблемы уже привели к волне разочарования в России, даже в тех либеральных слоях, которые в 1990-е годы смотрели на Европу и США с надеждой на готовые решения, пригодные для заимствования и внедрения на российской почве.

Поэтому сегодня, когда идея взаимопроникновения отложена до лучших времен, вопросы демократии увязываются с эффективностью государственной машины, в том числе и в сфере экономики. «Дело ЮКОСа» высветило целый спектр проблем, связанных с ростом коррупции и неповоротливостью российской бюрократии. Неэффективность оппозиции, отсутствие у Владимира Путина кадров и консолидирующей политической силы для того, чтобы нарастить мясо на скелете вертикали власти, – все это может лишь усугубить пороки системы. К этому можно добавить ограниченные возможности для увеличения экспорта энергоресурсов, работающие на пределе мощностей трубопроводы, отсутствие капиталовложений даже в модернизацию «нефтяной иглы», всепоглощающая мощь непрозрачного «Газпрома». Разумеется, такое положение дел не может не вызывать беспокойства у Запада, которому важно, чтобы Россия соблюдала свои обязательства хотя бы в этой стратегически важной сфере.

Не меньше неопределенности и во внешней политике. С одной стороны, ясно, что западный вектор в ней гораздо сильнее восточного. Однако Москва до сих пор не смогла донести до Европы и США своей четкой позиции по ряду проблем. Очевидно, что Россия склоняется к американской модели превентивных действий по обеспечению безопасности и в меньшей степени приемлет европейскую идею взаимозависимости и мягкой трансформации. В той области, которая наиболее перспективна для российско-американского взаимодействия – борьбе с терроризмом, – нашей стране все-таки ближе европейское видение. Российское понимание терроризма никак не сочетается с глобальной концепцией, поскольку оно замкнуто на Чечне и финансовой помощи чеченским сепаратистам извне. Даже список стран, укрывающих террористов и представляющих потенциальную угрозу, у России ближе к европейскому, чем к американскому.

Итак, для рациональных европейских бюрократов важно, чтобы Москва обеспечила выполнение двух основных функций на контролируемом ею пространстве. Это малокоррумпированная экономика, включая бесперебойные поставки энергоресурсов и открытые рынки для европейских товаров, и поддержание безопасности и стабильности. Для этого нужно сотрудничество в конкретных областях и по узким техническим вопросам. До партнерства же, тем более стратегического, Россия пока, по их мнению, не доросла.

Аналогичный подход исповедуют и российские чиновники. При этом они всегда могут опереться и на общественное мнение. Лишь треть россиян хотели бы жить в единой Европе, а большинство настроены на прагматичное взаимодействие в энергетической и торговой сфере, а также вопросах военно-технического сотрудничества и борьбы с терроризмом.

На практике же наблюдается обратный эффект – работа над документами о четырех пространствах и декларации о партнерстве. Из всех инициатив наиболее жизнеспособен энергетический диалог, хотя и он идет с большими препятствиями. Пространство науки и культуры потребует многолетних усилий по информированию населения и формированию дружественной ЕС элиты. Пространство внешней безопасности натолкнется на вышеназванные айсберги в тумане российского внешнеполитического курса и замедленную военную реформу. Внутренняя безопасность невозможна без серьезной трансформации российских силовых структур, усиления гражданского контроля над ними и гармонизации законодательств. Значит, в лучшем случае речь может идти об обмене информацией, совместном оборудовании границ и биометрических паспортах, а не о единой системе и едином представлении о безопасности внутри территории большой Европы. Экономическое пространство также невозможно без сближения норм и правил регулирования, а также ликвидации дисбаланса в торговле. Таким образом, пространства, о которых говорят уже почти два года, могут вновь превратиться в миф и источник разочарований для обеих сторон.

Чтобы этого избежать, стороны должны окончательно закрепить идею конкретного и прагматичного сотрудничества, отказавшись от деклараций и не соответствующих реальности установок на «стратегическое партнерство», которые все равно не будут имплементированы бюрократией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
799
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
885
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
1100
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
895

Другие новости