– Таус Динхаевич, насколько реально и своевременно такое предложение сейчас, когда на Северном Кавказе происходит один конфликт за другим?
═
– Мое заявление сделано в контексте обсуждения темы о возможных территориальных спорах между нашей республикой и Ингушетией.
Продолжаются притязания ингушской стороны к Северной Осетии по Пригородному району. На Кавказе вопросы границ, споры из-за межи между соседями всегда перерастали в кровавые разборки.
Идеальным способом избежать территориальных споров между братскими народами Северного Кавказа было бы укрупнение субъектов Федерации. Прежде всего слияние в единое целое Чечни и Ингушетии. Если же у Ингушетии возникают территориальные вопросы с соседней Осетией, то почему бы не объединиться и с Осетией?
═
– Вы обсуждали эти проблемы с президентом Чечни Алу Алхановым?
═
– Этот вопрос давно зреет, и где-то его обсуждают. Конкретной встречи по этому поводу с Алу Дадашевичем у меня не было. Я имел в виду прежде всего перспективу на далекое будущее.
═
– Чечня и Ингушетия разошлись более 10 лет назад.
═
– Но ингушская сторона последние два-три года постоянно забрасывала руководство России требованиями срочно создать комиссию по определению границ между нашими республиками. Парламенты двух республик должны создать согласительную комиссию и вместе с федеральными органами власти решать вопрос границ.
═
– А какие республики могут первыми войти в состав объединенного региона?
═
– Начинать надо с Чечни и Ингушетии, а потом почему бы не включить в его состав Дагестан, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Осетию.
═
– Алу Алханов заявил, что выборы в парламент Чечни пройдут не раньше осени будущего года. Почему они постоянно отодвигаются?
═
– К проведению выборов по новой схеме республика не готова, не создано политической инфраструктуры. Сегодня в Чечне хотя и зарегистрировано более 14 региональных отделений политических партий, фактически работает только «Единая Россия». Правда, недавно в Грозном появились вывески «Родины».
═
– Не попадут ли в будущий парламент сепаратисты?
═
– Им, я думаю, будет очень сложно стать депутатами. Вместе с тем многие из депутатов, которые будут избраны в парламент, попадут в него на волне критики руководства республики. Протестные настроения связаны прежде всего с очень высоким уровнем безработицы. А это 75 процентов от всего трудоспособного населения.
═
– Ведутся ли сейчас переговоры с Масхадовым?
═
– Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть слухи о проведении переговоров с Асланом Масхадовым. Как сказал президент России еще в декабре 2000 года, федеральный Центр никаких переговоров с ним вести не будет. Этот человек – заложник незаконных вооруженных формирований. Ни Басаев, ни другие полевые командиры что-то сделать ему не дадут.
═
– Действительно ли, как вы заявляете, полк спецназа МВД Чечни имени Ахмада Кадырова готов бороться с террористами не только на территории республики?
═
– Лидеры и некоторые участники незаконных вооруженных формирований находят приют, места для отдыха и готовятся к террористическим операциям на территориях, сопредельных Чеченской Республике: в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ингушетии. Операции будут вестись против тех участников незаконных вооруженных формирований, которые действуют на территории Чечни, но переходят иногда на территорию сопредельных республик.
═
* * *
═
В свое время президент Чечни Ахмад Кадыров уже предлагал начать укрупнение региона с объединения Чечни и Ингушетии. Потом с подобной идеей выступил тогда еще помощник, а ныне советник президента РФ по делам Северного Кавказа Асламбек Аслаханов. Возродить Горскую республику предлагал бывший спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов. Но эти инициативы не были восприняты всерьез.
«Объединить Северный Кавказ в одну республику – это вообще невозможно, – заявил «НГ» руководитель Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. – Там есть внутренние конфликты в Карачаево-Черкесии, есть межнациональные противоречия в Дагестане, просто межклановые конфликты. Скорее всего Джабраилов решил заявить о себе как о масштабно мыслящем политике федерального уровня, посчитав, что в Кремле, где превалирует идея объединения регионов, это предложение понравится. А какой-то реальной политики за этим быть не может».
«Предложение Джабраилова скоропалительно и глубоко не продумано, – заявил «НГ» председатель Духовного управления мусульман Ростовской области и Юга России муфтий Джафар Бикмаев. – Одна только идея сделать административным центром края Владикавказ чего стоит. Понятно же, что это вызовет нежелательную реакцию у некоторых мусульман. (Из северокавказских национальных республик Северная Осетия – единственная, где преобладает христианское население. – «НГ») Зачем, спрашивается, создавать еще один очаг напряженности в регионе, где и так живут, как на пороховой бочке. Такое укрупнение никоим образом не только не решит существующие в регионе проблемы, а, наоборот, их усугубит. Только что несколько притух конфликт между Северной Осетией и Ингушетией. А что будет, когда они окажутся под одной общей крышей, с одним и тем же административным корпусом? Не будет ли им казаться, что ущемляют того или иного?»
Профессор Российской экономической академии им. Плеханова Руслан Хасбулатов комментировать идею создания Горской республики отказался. «Я серьезный ученый, – заявил он «НГ», – и с ходу ответить на ваши вопросы не могу. Это слишком серьезная тема, чтобы давать комментарии с бухты-барахты. Мне сначала нужно изучить проблему».
«Создание Горской автономной республики сегодня не актуально, – сообщил «НГ» источник в аппарате полпреда президента РФ в Южном федеральном округе. – Может быть, к вопросу объединения национальных республик Северного Кавказа можно будет еще вернуться, но не сейчас».
Ростов-на-Дону