Отношения Европейского союза и России – из числа сюжетов избитых, но в то же время имеющих большое значение. Москва и Брюссель располагают сейчас механизмами сотрудничества, непропорциональными его содержанию. С одной стороны, способы взаимодействия уже разработаны и мы лучше узнали друг друга. С другой стороны, сохраняется ощущение «незрелости» нашего сотрудничества, а также нерешительности наших обоюдных намерений.
Имеющиеся на сегодняшний день точки трения свидетельствуют о фундаментальных разногласиях в отношениях Россия–ЕС. К их числу относятся восприятие Евросоюзом своих законов в качестве единственного эталона, а также разные взгляды сторон на визовый режим, положение русскоязычных меньшинств в Литве и Эстонии, ситуацию в Чечне и в Закавказье, нестабильность в Молдавии и борьбу за власть на Украине.
На запланированном на 25 ноября саммите Россия–ЕС развернется дискуссия о четырех общих пространствах, разработанных в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Эти пространства направлены на создание открытого интегрированного рынка (сюда также относится энергетическое партнерство), акцентированное сотрудничество в правовой сфере (с опорой на соблюдение прав человека и приверженность общим ценностям), принятие совместных мер по обеспечению внешней безопасности и, наконец, построение общего пространства науки и исследований. В настоящий момент российская сторона пытается исказить эти пространства, предлагая заключить соглашение по двум из них, а именно – экономическому и научному. Со своей стороны, руководство Евросоюза отстаивает принцип глобального соглашения по всем четырем пространствам.
Как бы там ни было, эта дискуссия не должна отвлекать внимание от вопросов природы нашего партнерства и его временных рамок. Наши отношения до сих пор выстраивались в соответствии с вступившим в силу в 1997 году Соглашением по партнерству и сотрудничеству (СПС). Однако решения, которые предстоит принять в ближайшие десять лет, будут носить очень важный характер. Время «взросления» бывает очень сложным. Это пора, когда впервые приходится принимать решения, когда впервые приходится сталкиваться с кризисами. Россия и Европейский союз готовятся вступить в этот период, балансируя между тремя основными направлениями.
Во-первых, свое партнерство они могут рассматривать в качестве средства для объединения 600 млн. людей, представляющих 21% мирового благосостояния. Возможно, они захотят использовать этот потенциал, чтобы повлиять на ход международных дел. Это наименее вероятный сценарий, принимая во внимание глубокие различия в природе двух партнеров (национального государства и наднациональной конструкции), а также отношения, складывающиеся у Евросоюза и России с США, Китаем и Индией. В то же время это направление позволило бы поднять наше партнерство на истинную высоту. В стратегическом плане стороны не могли бы в дальнейшем игнорировать происходящее на Кавказе, Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
Второй вариант заключается в следующем: Россия и Евросоюз рассматривают свое партнерство в качестве средства разделения влияния в Европе. ЕС намерен избежать такого развития событий, полагая, что Европа должна равняться на предложенную им модель. Что касается России, то она, напротив, стремится, заняв «постимперскую» позу, «перестроить» своих ближайших соседей. Москва, в частности, отстаивает принцип экономической интеграции с Белоруссией, Украиной и Казахстаном. Речь идет о проекте Единого экономического пространства. Евросоюз критикует этот проект, который, как он считает, противоречит его собственному плану по созданию общего экономического пространства ЕС и России. В какой-то степени Москва воспользовалась на Украине вакуумом, не заполненным Евросоюзом, а также его незнанием Казахстана и отсутствием интереса к Белоруссии. Свою роль сыграло и то, что в рамках политики «нового соседства» ЕС предлагает таким странам, как Украина, лишь прогрессивное сближение, не обещая перспективы полноценного членства в Евросоюзе.
Наконец, третий вариант. Россия и ЕС на протяжении последнего десятилетия использовали свое партнерство для обоюдного игнорирования. Это было необходимо, чтобы лучше определиться со стратегическим выбором.
Продолжение этой тенденции наиболее вероятно, поскольку ЕС намерен в ближайшие годы сосредоточиться на турецком досье – проблеме вступления Турции в Евросоюз. В свою очередь, Россия должна продолжить внутреннюю стабилизацию и восстановление своей мощи, по крайней мере в региональном масштабе. С этой целью она сосредоточится главным образом на Украине. Другими словами, в предстоящие годы партнеры, вероятно, будут проявлять безразличие друг к другу. Периодически оно будет нарушаться незначительными трениями и скрываться с помощью рутинных саммитов.
Но это безразличие в корне противоречит естественному характеру партнерства. Чтобы уйти от него, чтобы смириться с тем, что мы разные, чтобы повзрослеть, надо суметь определиться со степенью желательной и желаемой интеграции на ближайшие десять, двадцать, тридцать лет. Не стоит упускать этого шанса, пока нам еще позволяет возраст.