Делегацию Союза комитетов солдатских матерей вчера так и не пустили в Брюссель – на переговоры с чеченским эмиссаром Ахмедом Закаевым. Напомним: вчера в 9 вечера делегация должна была вылететь в Бельгию, где планировались переговоры о мирном урегулировании с чеченскими представителями. Билеты пришлось сдать. По словам главы миссии Валентины Мельниковой, в консульском отделе посольства после нескольких дней ожидания сообщили: «Ваше дело – политическое, и пока о выдаче вам виз команды из Брюсселя не было».
Между тем российский МИД вчера же счел необходимым публично покритиковать инициативу Союза комитетов солдатских матерей. На пресс-конференции официальный представитель ведомства Александр Яковенко заявил: «В целом наши отношения к такой встрече отрицательные, результатов встреча не принесет». Дипломата категорически не устраивает партнер солдатских матерей по переговорам: «Закаев мало заботился и заботится о судьбе солдат, погибших от рук террористов». Яковенко строго предупредил правительства европейских стран относительно недопустимости предоставления «трибуны для пропаганды деятелей, которые стоят за террористическими актами».
Чуть ранее с аналогичным заявлением выступил советник президента Асламбек Аслаханов. Экс-кандидат в президенты Чечни уличил матерей в отсутствии необходимых полномочий: «Если речь идет о переговорах, я думаю, что солдатские матери выходят за пределы своих полномочий. Ни одну, ни другую сторону на ведение переговоров никто не уполномочивал». Аслаханов разглядел в намерении солдатских матерей политический аспект: «Переговоры – это уже политика». Союзу комитетов солдатских матерей советник порекомендовал сконцентрироваться на решении правозащитных задач: «Есть вопросы, которые входят в компетенцию этого комитета, в частности, защита прав военнослужащих, и эта работа многими оценивается с благодарностью».
В беседе с корреспондентом «НГ» Валентина Мельникова, узнав о рекомендациях Аслаханова, возмутилась: «Когда ему нужна была наша поддержка во время избирательной кампании, он и к нам приходил, и нас приглашал на заседания своей диаспоры! Ничего. Пусть попробует снова к нам обратиться...» На момент подписания номера Мельникова вела консультации с парламентарием Евросоюза, финансировавшим поездку, о необходимости сдать авиабилеты.