Большинством в 318 голосов Государственная Дума осудила депутата из фракции КПРФ Алексея Кондаурова за нарушение этических норм, допущенное им в одном из газетных интервью, и рекомендовала ему «принести извинения работникам соответствующих следственных органов и суда». Такого внушения от коллег Кондауров удостоился за свои оценки одного из эпизодов по так называемому «делу ЮКОСа». По некоторым сведениям, персональное дело уже самого Кондаурова в нижней палате может иметь дальнейшее продолжение.
Как уже сообщала «НГ», поводом для обсуждения поведения Кондаурова стало его интервью газете «Известия». Оскорбленной, в частности, посчитала себя гражданка Ольга Костина, потерпевшая по делу Пичугина. Она обратилась с жалобой в думскую комиссию по этике, а та поставила на голосование вопрос о признании высказываний Кондаурова неэтичными. Защитники этого депутата из его родной фракции неоднократно говорили, что все граждане, которые чувствуют себя оскорбленными Кондауровым, могут подавать в суд. Но в думских кулуарах предполагают, что эти граждане могут пойти дальше и потребовать не гражданского, а уголовного процесса в отношении допущенной в их адрес «клеветы». Для этого есть один способ – обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой возбудить против депутата уголовное дело. Генпрокуратуре, если она на это согласится, придется просить Думу лишить Кондаурова депутатской неприкосновенности. И, судя по тому единодушию, с которым этот член фракции КПРФ подвергся осуждению за стародавнее интервью, у прокуроров есть все шансы получить на Охотном Ряду полную поддержку.
В минувшую пятницу было хорошо заметно, что думское большинство намеренно не допускало никакой дискуссии по сути дела Кондаурова, чтобы, не дай бог, не прозвучали какие-то слова о ЮКОСе. Именно поэтому первый вице-спикер Любовь Слиска сначала попыталась проголосовать этот документ в одном ряду с теми, которыми фиксируют переходы депутатов из одного комитета в другой. Такая хитрость не прошла: думцы потребовали доклада главы комиссии по этике Геннадия Райкова. Тот помимо прочего сообщил, что в первоначальном варианте думского заявления были и некоторые более радикальные предложения – даже правового характера, но в окончательном варианте от них комиссия отказалась.
Пока депутаты осмысливали услышанное от Райкова и записывались для вопросов к нему, представитель фракции ЕР предложил обсуждения не открывать. Коммунисты были возмущены и стали требовать или обязательной дискуссии, или вообще исключения данного пункта повестки дня. По их мнению, этот многообещающий прецедент создавать не стоило бы, потому что тогда Думе придется постоянно обсуждать то или иное высказывание какого-то из депутатов. Понятное дело, что возражения левых большинством услышаны не были. Точно так же оно не отреагировало и на идею независимого депутата Михаила Задорнова, который попросил все-таки дать слово Кондаурову, потому что «даже в советское время не принималось решение на партийном собрании, не заслушав человека, которому предъявляют претензию».
Вице-спикер Сергей Бабурин заметил, что «если это заказ по «делу ЮКОСа», то давайте мы Думу не будем превращать вслед за судом и прокуратурой в заказную структуру». А уже после голосования он сообщил корреспонденту «НГ», что представители Кремля на Охотном Ряду вовсе не настаивали на отмене дискуссии, это была инициатива самой ЕР.
Как депутатов Госдумы лишали «иммунитета»
5 апреля 1995 года по запросу и.о. генерального прокурора думцы рассматривали вопрос о лишении депутатской неприкосновенности Сергея Мавроди. На этом заседании народные избранники сначала высказались за лишение думца «иммунитета», однако по просьбе Жириновского было проведено повторное голосование (он поставил под сомнение полномочия и.о. генпрокурора), которым неприкосновенность Сергея Мавроди восстановили. Правда, в октябре того же года Дума досрочно прекратила его депутатские полномочия.
18 сентября 1998 года большинством голосов был лишен депутатской неприкосновенности народный избранник из Дагестана Надиршах Хачилаев. Поводом стал тот факт, что его сторонники с оружием в руках ворвались в здание Верховного Совета Дагестана и захватили его. После этих событий Надиршах Хачилаев находился в розыске.
В ноябре 1998 года Генпрокуратура предложила думцам лишить «иммунитета» за антисемитские высказывания их коллегу из фракции КПРФ Альберта Макашова. Но народные избранники инициативу прокуратуры не поддержали.
30 октября 2001 года депутатской неприкосновенности лишили зампреда комитета ГД по бюджету Владимира Головлева. В течение 5 лет он проходил фигурантом по уголовному делу по двум статьям – злоупотребление служебным положением и мошенничество. Выдвинуть обвинение против Головлева мешала депутатская неприкосновенность. Сам Головлев настаивал на том, что уголовное дело явилось «наказанием» за его работу по созданию оппозиционного движения «Либеральная Россия».