Во всем виновны митингующие. Такой вывод следует из ежедневных заявлений президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева. За полтора месяца с момента трагедии на «Зеленом острове» глава республики не был столь категоричен и резок в своих речах, сколь «принципиальным» он оказывается при обещаниях «наказать всех, кто дважды захватил» здание правительства. Родственники убитых, по его словам, оказались проводниками реваншистских намерений экс-президента Владимира Семенова.
Несмотря на то что по результатам комплексной проверки Счетной палаты РФ в республиках Северного Кавказа дотации, субвенции и финансирование из федерального бюджета целевых экономических программ было признано крайне неэффективным, Батдыев в интервью ставропольскому ИА «Стрингер» обвинил погромщиков в том, что подготовленная за долгие месяцы «Белым домом» «программа социально-экономического развития Карачаево-Черкесии была уничтожена» ими. «Они разорвали и выкинули в окно все, что было у меня по программе социально-экономического развития, все, с чем я собирался в Москву, – заявил Батдыев. – Все это было разорвано и выкинуто в окно вместе с базой данных, компьютерами, дисками и т.д. Это тяжелейшая проблема. Люди не представляли до конца, что они натворили, что они сделали для республики. Сегодня у нас этой программы нет».
Все это, если верить Мустафе Азрет-Алиевичу, произошло на фоне почти революционных преобразований в КЧР, случившихся через год после выборов. «У нас был огромный круг людей, желающих начать инвестировать в республику, – утверждает глава республики. – Я этого ни от кого не скрываю. Представьте себе 2002–2003-й и 2004 годы. Я понимаю, что не всем ясно и не все себе представляют, что это означает, но цены на акции предприятий Карачаево-Черкесии подскочили почти в десять раз. Республика стала дороже в десять раз».
Между тем, как отметил политолог Мурад Мешхоев, «Москва с назначением полпредом в ЮФО Дмитрия Козака фактически отказалась от рассмотрения отдельных программ по субъектам Юга страны: многие из ранее утвержденных просто не финансируются, хотя составлено их не меньше трех десятков. Центр приступил к комплексному решению этих вопросов применительно ко всему региону в целом. Причина известна – коррупция, нецелевое использование средств, низкая отдача инвестиций». Даже поддерживающие действующую власть не разделяют столь превосходных оценок руководства КЧР. Дотации местного бюджета из федерального по-прежнему превышают 90%. Безработица, составляющая половину трудоспособного населения, перестала быть социальной проблемой и стала головной болью для правоохранительных органов. По официальным данным, из примерно 3200 преступлений, в среднем ежегодно совершаемых в республике, более 2000 приходится на неработающих граждан.
Глава МВД республики Обухов не раз заявлял об угрозе актов терроризма в республике по сценарию Назрани или Беслана. В эти дни его впервые поддержал президент Батдыев, подтвердив такую опасность со стороны почему-то абхазцев, чем объяснил введение в Черкесск сначала 300, а потом и 500 военнослужащих ВВ. Приданные силы сразу же приступили на центральной площади Черкесска к отработке отражения возможных новых атак митингующих на Дом правительства. Усилена охрана зданий местной прокуратуры и МВД. Ведь особенное возмущение митингующих вызывает прямое участие милиции в преступлении: треть из 15 арестованных – сотрудники правоохранительных органов.
Таким образом, де-факто управление КЧР на себя взял Ростов-на-Дону. Полпред Дмитрий Козак лично разрешал несколько эпизодов конфликта. Дискредитировавшая себя местная милиция, не сумевшая справиться с захватом «Белого дома», передала основные свои функции приданным силам. Расследованием расстрела акционеров занимается следственная бригада ЮФО. Излишне говорить, что в такой ситуации даже административные вопросы (в эти дни в Москве решаются вопросы формирования республиканского бюджета, финансирования из Москвы местных проектов. – «НГ») решаются чиновниками рангом выше республиканских.
На прошлой неделе предметом расследования Генпрокуратуры РФ уже стала деятельность прокурора республики Владимира Ганночки. Она будет вестись параллельно делу «о семерых убитых». О связях и близости Ганночки с правящим кланом много говорилось на многодневных митингах в Черкесске. Не исключено, что у родственников погибших акционеров может появиться новое требование – обеспечение объективности и прозрачности внутреннего разбирательства прокуратуры.
В Черкесске не сомневаются, что по этой причине глава МВД Обухов все же будет отставлен. В течение десяти дней он настаивал на том, что на «Зеленом острове» ничего не произошло, а когда факты скрывать далее было невозможно, уверял, что улик и вещественных доказательств на даче Каитова не обнаружено».
Правящему клану приходится отказываться от явно проштрафившихся своих членов. «Но делается это закулисно и с восточной медлительностью, дабы не выглядело как слабость власти и выполнение требований родственников погибших», – считает отец одного из убитых Расул Герюгов. Так, «без шума», без обсуждения на рабочих собраниях общероссийского движения «Единая Россия» ее печально известный активист – обвиняемый Али Каитов 1 ноября уже не состоял в партийных рядах. На последующих мероприятиях «единороссов», состоявшихся 3 и 10 ноября, вопрос о зяте президента уже не поднимался.
Без шума власти намерены проводить похороны погибших. Вопреки первоначальным заверениям следствие не выдало все тела убитых сразу, чтобы их могли захоронить вместе. По словам Фатимы Узденовой, такое решение было принято «не из политических соображений и не для того, чтобы использовать ее для проведения масштабного митинга во время похорон. Расчлененные, а затем сожженные тела невозможно разделить полностью. Как разделить смешавшийся пепел погибших».
Тем временем еще не оглашены обещанные к 15 ноября результаты предварительного расследования. Отмечено, что следствие завершилось. Впереди судебный процесс. Но родственников погибших больше всего интересует вполне конкретный вопрос – доказана ли вина зятя президента Али Каитова.