Георгий Сатаров, глава фонда «ИНДЕМ»
Украина нам чрезвычайно близка по многим причинам – историческим, культурным, языковым, по огромному числу русских – там, украинцев – у нас. Поэтому то, как ведут себя власть и граждане соседней республики, крайне небезразлично для нашей власти. К примеру, нарушение так называемого сценария преемственности для нашей власти – большая трагедия. А победа Ющенко фактически означает нормальную, при всех завихрениях и нарушениях, работу демократического механизма смены власти. Чего наша власть абсолютно не желает. Показывать такой пример украинско-российским гражданам, конечно, она не хотела бы. Население увидит, что можно выбирать того, кого хочешь, а не того, кого тебе навязывают. Вот и все. Дурной пример заразителен. Возможно ли перетекание мозгов и капиталов на Украину в случае победы Ющенко? Это обстоятельство мало заботит нашу власть. Ее больше беспокоит собственная судьба.
Ольга Крыштановская, руководитель отдела исследования элит Института социологии РАН
Приход Ющенко вызовет поворот Украины в сторону ЕС, но это не будет означать, что Россия и Украина перестанут быть партнерами. Россия пытается защищать свои интересы, поэтому для нас чрезвычайно важно, чтобы у нас были «свои люди», друзья. Другое дело, что делается это не совсем удачно. Некая неуклюжесть нашей политики по отношению к украинским выборам привела к тому, что Ющенко будет обижен на Россию за то, что наши политики так резко выступали против него. Поэтому в случае его победы нам придется приложить очень большие усилия, чтобы снять неприятный фон.
Игорь Бунин, генеральный директор Центра политических технологий
Геополитически Россия надеется стать ядром группы государств на постсоветском пространстве. Если ей удастся сохранить в этом союзе Украину – такая надежда остается. Если Украина уйдет – надежда рассыплется, и России придется в дальнейшем идти на Запад в гордом одиночестве. Конечно, у нас есть противостояние с Януковичем, который не пропускает российский бизнес на Украину, но сегодня он политически зависим от России, а поэтому – предпочтительнее для власти. Победа Ющенко на первом этапе ослабит позиции российского бизнеса, хотя, впрочем, в дальнейшем положение выровняется.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
Победа Ющенко покажет россиянам другой путь модернизации. Которая не обязательно будет проходить через коммерческую, потом через силовую олигархию, потом еще через что-то. Это будет пример для нас: мы тоже может развиваться цивилизованно – на неавторитарной основе! Для нашей власти это очень страшно. Потому что она может себе представить только авторитарную модернизацию. В этих условиях показ возможности альтернативы смертелен для нашего ничтожного государства.
Сергей Марков, директор Института политических исследований
Могу поспорить, либерально настроенные россияне, большей частью очень фиксирующиеся на деньгах, не захотят эмигрировать на Украину, если там победит Ющенко. За исключением ряда людей, которые получат «специальные деньги» на такую эмиграцию. И многие российские либералы хотят победы Ющенко только для того, чтобы нанести поражение Путину. Мне кажется, это порочная стратегия, которая ведет российскую либеральную идею в тупик.
Борис Немцов, сопредседатель Комитета-2008
Надо иметь в виду, что за Януковичем стоят украинские олигархические группы, которые не заинтересованы в том, чтобы русский бизнес приходил на Украину. Ющенко для российского бизнеса выгоднее, чем Янукович. По крайней мере он не будет мешать российским инвестициям. А главное – Кремль очень боится, что будет нарушена имперская практика престолонаследия. На Украине разыгрывался сценарий преемника. Для Путина опасно, если этот сценарий не сработает. Это значит, он может не сработать и в России.