Вчера Конституционный суд отказал регионам в праве самостоятельно выбирать себе алфавит. Напомним, Госсовет и Верховный суд Татарстана настаивали на том, что вопросы графики языка относятся к компетенции территорий, а не федерального Центра. Они поставили под сомнение конституционность Закона «О языках народов РФ», устанавливающего кириллицу для государственных языков народов России. Татары убеждены, что «специфические звуки» их речи наиболее полно выражает именно латиница. Однако Фемида с их мнением не согласилась.
В постановлении, которое зачитал председатель КС Валерий Зорькин, говорилось о том, что языки республик РФ обусловлены федеральным устройством, а кириллица – легитимизация исторически сложившихся реалий, способствующая сохранению государственного единства. Но совсем запрещать алфавитные вольности суд не стал. Уход от кириллической графики возможен, если «преследует конституционно значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям, а также интересам многонационального народа РФ», – говорится в постановлении. Очевидно, что проблемы фонетики татарского языка к таким целям, реалиям и интересам, по мнению Фемиды, явно не относятся, а инициатива Татарстана вообще могла привести «к ослаблению федеративного единства, нарушению полномочий РФ в языковой сфере» и «ограничению конституционных прав и свобод граждан».
Огласив решение, суд удалился на перерыв, оставив прессу без комментариев. В коридоре задержался глава татарского парламента Фарид Мухаметшин. Он внушал журналистам, что за латиницей – будущее, потому что к ней ведет глобализация. «По мере развития российского общества страна будет продолжать изучать латиницу невольно, вопреки всему. Это однозначно, процесс не остановить», – воодушевленно объяснял он. Хотя Мухаметшин дал понять, что вопрос не закрыт, оспаривать решение КС в международном суде власти республики не намерены.
В отличие от главы татарского правительства Фандас Сафиуллин, депутат ГД РФ 3-го созыва и ярый сторонник введения латиницы, не исключает обращения в Страсбург. В беседе с корреспондентом «НГ» он заявил о скором создании комитета под условным названием «Латинский фронт», который объединит все татарские общественные и общественно-политические организации. По мнению Сафиуллина, происходящий «запрет на язык – это беспрецедентное оскорбление, унижение достоинства народа, самое тяжкое, незабываемое и непрощаемое». Он убежден, что если геноцид стирается из памяти, то покушение на язык народ не простит. «При казарменной субординации власти в России республиканская власть должна подчиниться решению Конституционного суда. Формально. Если посмотреть шире, то это предпоследнее наступление президента Путина перед ликвидацией национальных республик», – заключил он.
Напомним историю вопроса. В 1997 году Всемирный конгресс татар рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы, которую российские татары использовали до 1937 года. 15 сентября 1999 года закон был подписан президентом Шаймиевым. Через два года некоторые депутаты Госдумы предложили дополнить ФЗ «О языках народов РФ» положением, по которому государственные языки народов России должны использовать только кириллицу. А еще через полтора года Госсовет Татарстана обратился в КС РФ.
Поставив татарских реформаторов на место, Конституционный суд приступил к проверке конституционности нормы ФЗ «О политических партиях» по заявлениям Православной партии России, Русского общенационального союза и Российской Христианско-демократической партии, у которых возникли юридические проблемы в связи с наличием в их наименованиях признаков национальной и религиозной принадлежности. Заявители настаивали на том, что никакую рознь они не разжигают, а православие – понятие не религиозное, а философское. Несправедливым им кажется то, что партию атеистов или рыжих создать можно, а партию христиан или русских – нет. Представители парламента, президента и правительства единогласно с ними не согласились. Никакой философии обыватель в православии не видит, считают оппоненты. «Религиозное и политическое – это явления-антиподы», – уверена представитель ГД Елена Мизулина. «Все названия партий говорят об идеологии, кроме «Яблока» – тут только гастрономические пристрастия», – поддержал ее представитель президента Михаил Митюков. Представитель правительства Михаил Барщевский, очевидно, вспомнив дело Татарстана, ужаснулся возможности перехода на арабскую вязь в случае прихода к власти исламистов. «Это игра со свечкой у пороховой бочки», – заключил он. Остается добавить, что решение по данному вопросу КС вынесет в течение месяца.
Казань