В 2003 году снижение занятости в промышленности составило 2,7%, или около 400 тысяч человек. Численность промышленно-производственного персонала в легкой и пищевой промышленности снизилась на 13–14%, в машиностроении – на 8%. В этот же период общая занятость в экономике снизилась на 0,1%, или 70 тысяч человек.
В первом полугодии 2004 года занятость в промышленности снизилась приблизительно на 160 тыс. человек, или на 1,3%, хотя в экономике в целом – выросла на 2%. Перераспределение рабочих мест происходит в пользу сферы обращения (и в первую очередь – торговли), где производительность ниже, чем в сфере производства, на 20–30%.
Эксперты оценивают связанный с укреплением рубля дополнительный объем импорта по итогам 2004 года в 4 млрд. долл. Естественным следствием сокращения внутреннего выпуска станет сокращение занятости. Масштабы потенциальных увольнений в промышленности оцениваются в 120–125 тысяч человек. Это можно сравнить с полной потерей мест трудоустройства для таких городов, как Курган или Смоленск.
Благом пока является то, что население не перекладывается из долларов в рубли. Но «навес» в виде накопленных населением страны 30–50 млрд. долл. представляет серьезную опасность в случае продолжения укрепления национальной валюты. Даже относительно небольшой переток части этой суммы в рублевые накопления может дать старт самовозбуждающемуся процессу.
Укрепление рубля в текущей экономической и политической ситуации также ограничивает возможности для модернизации производства. В отчете о состоянии экономики в январе–августе текущего года МЭРТ обнародовал данные о росте в полтора раза объема импорта машин и оборудования. В то же время в отчете не говорится о том, сколько в этом импорте конечных товаров и сколько инвестиционной продукции, необходимой для модернизации производства.
Расширение потребительского импорта в результате укрепления рубля сокращает доходы отечественных предприятий и ограничивает источники для финансирования модернизации. За 2003 год дополнительный объем импорта в результате укрепления рубля сократил доходы отечественных производителей на 3,5 млрд. долл. Дополнительными препятствиями для внутреннего производителя становятся отсутствие доступных длинных банковских кредитов и низкий уровень доверия внешних инвесторов из-за высоких политических рисков в стране.
Текущая ситуация требует не только восстановления контроля со стороны Банка России за динамикой реального валютного курса, но и заметного ослабления рубля.
Для этого Банк России должен осуществлять дополнительные рублевые интервенции. Они не окажут негативного воздействия на инфляцию, поскольку выход этих денег на потребительский рынок в настоящее время сдерживается отсутствием развитой системы потребительского кредитования. Вместе с тем дополнительные рублевые интервенции не только позволят удержать обменный курс рубля к доллару на сложившемся уровне, но и увеличат банковскую ликвидность и расширят ресурсы для кредитования. Поскольку основными агентами на кредитном рынке в настоящее время являются компании, то увеличение средств на депозитах в коммерческих банках приведет к снижению процентных ставок по кредитам и автоматически увеличит доступность кредитных ресурсов для большого количества предприятий, главным образом малых и средних.
Кроме того, последовательное повышение курса рубля к доллару (например, до 30 руб. за доллар) обусловит возникновение значительного дохода от курсовых операций у банков. Такой доход в текущей ситуации можно рассматривать как положительный эффект, который будет способствовать восстановлению банковской системы после летнего кризиса.
Реализация вышеуказанных действий приведет к более существенному по сравнению с текущей ситуацией объему эмиссии Банком России. Несмотря на текущую слабость каналов перераспределения ликвидности из банковского сектора на потребительский рынок, значительные объемы дополнительной эмиссии все же могут оказать инфляционное давление. В качестве оперативных инструментов связывания ликвидности можно рассмотреть новый выпуск облигаций федерального займа или облигаций Банка России, а также изменение Банком России условий по депозитным операциям с целью повышения их привлекательности для размещения свободных средств банков.