Тема резкого скачка цен на бензин была вынесена вчера депутатами Госдумы на правительственный час. Суть проблемы разъяснял на Охотном Ряду глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Уже по одному выбору докладчика стало ясно: думцы хотели бы констатировать, что цены растут из-за сговора монополистов. Искомый ответ они получили. «То, что в скачке цен на бензин присутствует сговор, – говорил руководитель ФАС... И с этим надо бороться», – удовлетворенно резюмировал спикер нижней палаты Борис Грызлов.
Однако Артемьев называл не только эту причину. Упомянув картельные соглашения и сговор монополистов (в двух третях российских регионов рынок сложился «по олигопольному типу»), Артемьев в то же время отметил, что этот фактор дает только 20% роста цен на бензин, тогда как за 80% ответственна внешняя конъюнктура. Он поругал и уровень монополизации нефтяного сектора – за последний год количество работающих в нем средних и малых предприятий снизилось с 12 до примерно 7%. С другой стороны, Артемьев упрекнул государство, потому что, по его словам, влияние на рост цен оказал и «факт роста налогообложения в этой сфере».
Последнее замечание – об ошибочной фискальной политике государства – судя по всему, не слишком заинтересовало депутатов. А между тем мнение Артемьева разделяют многие эксперты, а также представители самих нефтяных компаний.
В «ЛУКОЙЛе» сообщили, что по итогам полугода компания заплатила 3,4 млрд. долл. налогов, что на 650 млн. больше, чем в прошлом году. Увеличение платежей произошло из-за роста ставок так называемых «ресурсных» налогов – на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины и акциз на нефтепродукты. Так, в сравнении с первым полугодием 2003 г. темпы роста ставки НДПИ составили 124%, экспортной пошлины на нефть – 111%, экспортной пошлины на нефтепродукты – 108%, акцизов на нефтепродукты – 122%. Таким образом, в расчете на тонну добытой нефти налоговая нагрузка в долларовом выражении увеличилась на 29%, в то время как цена барреля российской нефти Urals выросла на 15, отмечают в «ЛУКОЙЛе».
По словам начальника аналитического управления ЮКОСа Галины Антоновой, сегодня при превышении цены на нефть 25 долл. за баррель (сейчас цена российской нефти превышает 40 долл. за баррель) 95% всей дополнительной выручки нефтяных компаний уходит на уплату налогов. Из них 65% – составляет экспортная пошлина, 30% – ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «При цене в 20–25 долл. за баррель и доле экспорта нефти в 35%, типичной для независимых нефтяных компаний, налоговые изъятия составят 108% от дополнительных доходов, связанных с ростом цены. При цене свыше 25 долл. за баррель уровень изъятий составит уже 128%», – считает партнер PricewaterhouseCoopers Михаил Клубничкин.
Консультант Центра фискальной политики Владимир Редькин отмечает: поскольку компании платят высокие налоги при экспорте, они повышают цену на продукцию внутри страны. Иными словами, никакого сговора нет – есть реакция производителей на политику Минфина.
Тем не менее Алексея Кудрина для доклада на эту тему в Думу не вызывали. Тема борьбы с монополиями показалась депутатам гораздо более продуктивной. Ее обсуждение вчера было весьма оживленным. Коммунисты интересовались, сколько денег из населения уже вытянули монополисты. Артемьев ответил: десятки миллиардов рублей. Его спросили, действительно ли цены в России и Америке теперь почти одинаковые, и Артемьев сказал, что «можно говорить о том, что в целом они сравнялись». При этом он отметил, что уровень жизни в этих странах несопоставим, а потому цена на бензин в России не должна повышаться автоматически вслед за ростом мировых цен.
Руководитель антимонопольного ведомства представил также отчет о том, что сделало для преодоления негативных тенденций. Возбуждено множество уголовных дел по монопольному положению на региональных рынках, и Артемьев назвал компании, против которых приняты санкции. Это и «Газпром», и «ЛУКОЙЛ», и «Роснефть», и ЮКОС, и «Сибнефть», и множество их региональных филиалов. Тем не менее, сказал Артемьев, это всего лишь тактические успехи, «нужно понимать, что в наших руках сегодня соломенная шпага». Все дело в том, отметил он, что максимальный штраф нечестным бизнесменам, получающим многомиллионные долларовые прибыли, составляет всего 16,5 тысячи долларов. Глава ФАС сообщил, что 25 ноября правительство РФ рассмотрит поправки к антимонопольному законодательству, которые повысят штрафные санкции, а главное, изменят их основания. Предполагается, что они будут рассчитываться в процентах от среднегодового оборота компании-нарушителя, то есть так, как это делается во всем мире. Эти предложения, пояснил Артемьев, кабинет министров в принципе поддерживает.