Валентина Мельникова свою партию еще не зарегистрировала, а в Генштабе уже разработан план контрнаступления.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Не успели правозащитники, отстаивающие права призывников и солдат-срочников, учредить Единую народную партию солдатских матерей (ЕНПСМ), как Минобороны нанесло асимметричный удар по давнему противнику. Как стало известно «НГ», созданная при недавнем реформировании МО Служба кадровой и воспитательной работы (СКиВР) в ближайшее время намерена резко активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи. С этой целью значительные ресурсы будут брошены на поддержку общественных организаций, убеждающих родителей не прятать детей от армии. Главной среди них станет Совет родителей военнослужащих России.
Ранее политподготовкой призывников занималось Главное управление воспитательной работы (его правопреемником и стал СКиВР). Ведомство уже тогда охотно сотрудничало с общественными организациями, отвечавшими за работу с семьями военнослужащих. В их компетенцию в основном входили проблемы женсоветов и культурного досуга офицерских семей. Сегодня решено делегировать общественникам гораздо более серьезные, идеологические и политические полномочия и начать раскрутку таких организаций по всей стране. До сих пор отделения Совета родителей военнослужащих России, помогающего Минобороны в работе с призывниками, существовали лишь в трех десятках регионов. Теперь же его ячейки возникнут во всех 89 регионах.
В перспективе планируется развернуть широкое военно-патриотическое движение, основанное на пропаганде идеи всеобщей воинской обязанности. В свое время председатель Совета военнослужащих Галина Шалдикова в беседе с корреспондентом «НГ» доказывала необходимость возрождения в школах начальной военной подготовки.
И даже настаивала на целесообразности введения по этому предмету госэкзамена. А юноши, на ее взгляд, обязаны принимать военную присягу, не вставая со школьной скамьи.
Военкомов обяжут взаимодействовать с ячейками Совета самым тесным образом. И не только военкомов. «Если учесть, что за эту работу по новому законодательству отвечает глава местного органа власти, в том числе и руководитель региона, которого совсем скоро будут назначать сверху, то инициативы СКиВРа будут подкреплены еще и административным ресурсом», – считает военный эксперт и бывший сотрудник Минобороны полковник Николай Шульгин.
Иными словами, создается мощная политическая структура, которая, опираясь на административный ресурс, призвана нейтрализовывать «вредные» лозунги новой партии, отстаивающей интересы призывников. Вообще же в последнее время в России все больше утверждается новая политтехнология: идет активное клонирование политических проектов, в той или иной степени не устраивающих власти. Каждый сколько-нибудь значительный митинг сопровождается анти-митингом – с антилозунгами, Рождение сколько-нибудь значительной политической партии тут же вызывает к жизни альтернативного дублера. Любой всплеск оппозиционности власти пытаются погасить «гомеопатическим» способом – «лечить» подобное подобным.
Можно вспомнить навскидку сразу несколько таких попыток. Вот демократы проводят антивоенную акцию – и тут же по соседству с ними экстренно собравшаяся на митинг Партия жизни клеймит их как «пособников террористов». СПС протестует у Думы по поводу закона о губернаторских назначениях – а аграрники со своих трибун поносят Чубайса. В прошедшее воскресенье только-только коммунисты вышли на демонстрацию, как на другом берегу Москвы реки началось мероприятие антизюгановцев – старушки под красными флагами бодро рассказывали о своем несогласии с «линией партии».
Теперь возникают во множестве и антипартии. Наиболее успешный проект из последних – альтернативная КПРФ во главе с ивановским губернатором Тихоновым. А до этого появлялись двойники «Либеральной России» (похмелкинцы), «Яблока» (партия «СЛОН», в последнее время все более и более патриотическая). Некая провинциальная «Свободная Россия» завладела известным брэндом Хакамады... Каждый такой проект особым образом маркирует явление, неприятное и опасное для власти. Теперь, судя по всему, наибольшей угрозой обществу и руководству страны официально признана Партия солдатских матерей.
По мнению председателя партии Валентины Мельниковой, нынешний минобороновский клон ее организации вряд ли заслуживает права считаться частью гражданского общества, поскольку военное ведомство не идет на активный контакт с уже существующим и реальным общественным движением, которое представляют комитеты солдатских матерей. Кстати, точку зрения Мельниковой на военную службу, по данным недавнего опроса Аналитического центра Юрия Левады, разделяют 72% россиянок, утвердительно ответивших на вопрос: приносит ли деятельность этих комитетов пользу стране? А 65% респонденток даже готовы предоставить солдатским матерям карт-бланш на гипотетических переговорах между федеральными властями и чеченскими боевиками.
Заметим: аккурат накануне «материнского» партстроительного съезда начальник российского Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский в одном из интервью дал понять, что призывную систему в армии никто отменять не собирается. По его словам, через четыре года число солдат и сержантов среди профессионалов составит только половину. Генерал в очередной раз подтвердил: к 2008 году служба в армии уменьшится до года, а поскольку число призывников приказано увеличить вдвое, резко сократится «предоставление гражданам освобождений и отсрочек». Таким образом, впервые за последнее время представитель высшего военного руководства открыто заговорил о планах власти по отмене отсрочек от призыва на военную службу. Как сообщили источники в военном ведомстве, обсуждение соответствующего законопроекта в министерстве уже завершается и до конца 2004 года он поступит в Государственную Думу.