Владимир Путин еще до окончания подсчета голосов в Америке решил первым из мировых лидеров поддержать своего нынешнего заокеанского коллегу. «Если Буш победит, то могу порадоваться, что американский народ не дал себя запугать и принял то решение, которое было целесообразным», – сказал российский президент на пресс-конференции после окончания переговоров с Сильвио Берлускони. Последний был более осторожен в своих оценках: «Если, как кажется по первым сведениям, Буш будет переизбран, то США будут оставаться двигателем свобод и демократии в мире. Но я не думаю, что если Керри станет победителем, то значительным образом изменится политика США».
Прошедшие вчера российско-итальянские переговоры на высшем уровне были организованы с большой помпой. В них приняли участие почти все ключевые министры правительств двух стран, а потом в Георгиевском зале Кремля был устроен торжественный прием для представителей деловой, культурной и политической элиты. Переговоры затянулись почти на два часа. В это время гости, которым удалось убежать от общения с прессой, потягивали аперитив в Георгиевском зале Кремля. Среди приглашенных были замечены Юрий Башмет, Олег Дерипаска, Михаил Маргелов и другие видные деятели российской политики, бизнеса и искусства. Стульев в зале не было, и гости начали уставать, а российского президента и итальянского премьера все не было и не было.
Мэр Москвы Юрий Лужков как-то неосмотрительно медленно шел от гардероба к главной лестнице Большого Кремлевского дворца. Корреспондентка решила воспользоваться моментом и поговорить с градоначальником о «большой политике». «Юрий Михайлович, можно вас на минуточку?» – «На минуточку не получится!» – обрадовал было Лужков. «Вы поддержали идею президента назначать губернаторов...» – «Я думал, она меня про любовь будет спрашивать, – Лужков с явным разочарованием обратился к шедшему рядом актеру Алексею Баталову, – а тут такое пошло!» И хотя столичный градоначальник был явно разочарован предложенной мною темой, он все-таки свое видение ситуации обрисовал. По мнению московского мэра, страна находится в тяжелом положении, и при этом далеко не все региональные лидеры занимаются тем, чем должны. «Знаете, когда реализуется принцип выборности, предпочтение всегда получает яркая фигура», – заметил Лужков, подчеркнув, что не всегда такой человек способен руководить экономикой. «Но вас же выбрали!» – воскликнула я. Юрий Михайлович не стал вдаваться в нюансы, пояснив лишь, что президент лучше, чем народ, разберется с кандидатурой губернатора.
Один из журналистов догадался спросить, какое отношение московский градоначальник имеет к Италии. В ответ Лужков продекламировал стихи Пушкина: «Но если гневный бог досель неумолим/ И век мне не видать тебя, великий Рим,/ Последнею мольбой смягчая рок ужасный,/ Приблизьте хоть мой гроб к Италии». Вот такое вступление к пресс-конференции Путина и Берлускони мы услышали.
Было бы странно, если бы на пресс-конференции в день подсчета голосов на президентских выборах в США Путина не спросили бы о заокеанской стране. И его спросили. Президент вновь повторил свой постулат, что цель террористов – не допустить избрания Буша. Появление заявления террориста бен Ладена на завершающей стадии предвыборной борьбы «самым лучшим образом подтверждает этот тезис». Но, поскольку еще никто не знал, кто же все-таки будет очередным президентом Соединенных Штатов, глава России на всякий случай заметил, что в любом случае, если даже на выборах в США победит Джон Керри, российско-американские отношения «не придется начинать с центра поля». Если же победит Буш, «мы его поздравим и порадуемся, что к нему не прилипла никакая грязь, которой его пытались измазать». Путин также выразил надежду, что в случае своей победы нынешний американский президент «проявит свои лучшие качества и весь опыт, который был накоплен за предыдущие четыре года руководства такой огромной и важной для всего мира страной, как Америка».
Спросили российского президента и про Евросоюз. Владимир Путин очень сожалел, что ЕС пока не удается сформировать новый состав Еврокомиссии. «Может быть, именно с этим связано то обстоятельство, что подготовка к предстоящему саммиту Россия–ЕС проходит под знаком неурегулированности административных вопросов. А нам не хотелось бы терять позитивной динамики», – посетовал российский президент. Между тем «мы находимся с нашими европейскими партнерами в контакте и исходим из того, что рано или поздно все административные условия будут урегулированы и мы сможем двигаться дальше в формировании четырех общих пространств – экономического, гуманитарного, внутренней и внешней безопасности». «Будем работать», – оптимистично заверил прессу Путин. А Сильвио Берлускони выразил «уверенность и пожелание, что в новом составе Еврокомиссии найдет свое успешное решение проблема Калининградского региона».
Примечательно, что заявления Путина были сделаны еще до объявления Джорджем Бушем о собственной победе. Белый дом решил повременить с соответствующим заявлением, поскольку разница в голосах, поданных за Буша и его соперника-демократа Джона Керри, минимальна.
Подобных суждений об американских выборах не позволил себе ни один из ближайших союзников или партнеров США, поскольку в западном мире в подобной ситуации соблюдается политическая корректность. Западные лидеры не адресуют прямых или косвенных поздравлений, а также не делают оценок, опережающих официальные итоги выборов. Скажем, премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил вчера следующее: «Как и весь мир, я с интересом ожидаю результатов президентских выборов».