В последнее время Александр Вешняков живет и работает по калифорнийским часам.
Фото Артема Житенева (НГ-Фото)
– Александр Альбертович, можно ли говорить о серьезных отличиях нынешней избирательной кампании в США от той, что была четыре года назад?
═
– Америка к этим выборам серьезно готовилась. Как вы знаете, после инцидента, который произошел четыре года назад во Флориде, был даже принят специальный закон, который предусматривал выделение больших финансовых средств – около 3,9 млрд. долларов. В частности, они отказываются от перфокарт и переходят на электронное голосование. Там, где перфокарты еще применялись – например, в Калифорнии, они уже не прокалывались дыроколом, а делалась специальная отметка фломастером. Кроме того (в Калифорнии это и раньше было – а теперь делается по всей стране), если избиратель приходит на участок и по какой-то причине не находит себя в списке, то он может получить бюллетень, проголосовать и запаковать его в конверт, указав свои данные избирателя и адрес. Этот специальный бюллетень потом проверяется. И если окажется, что гражданин был по каким-то причинам зарегистрирован, но не попал в списки, то его голос учтут. Если он не будет найден – а поиск ведется в течение нескольких дней после голосования, этот бюллетень считаться не будет. И таких людей, которые не находят себя в списках, мы, например, на участках здесь, в Калифорнии, зафиксировали от 5 до 10%.
═
– То есть в США тоже существуют проблемы с учетом избирателей?
═
– Конечно. В этом отношении здесь ничто не идеально. Но они на некоторые вещи не смотрят так жестко и не переводят это в политическую плоскость, как иногда происходит у нас в России.
═
– Может ли что-то из опыта США быть использовано в России?
═
– Может быть, то добродушие, которое царит на избирательных участках. Корректное поведение, которого иногда не хватает у нас. Но это другая культура, другие традиции. Разумеется, мы очень внимательно изучаем опыт электронного голосования, которое они начинают применять. И наверняка будем его внедрять в России – но уже учитывая те проблемы, которые здесь существуют. В США, в частности, очень много зависит от программистов. Я и раньше говорил об этом моим американским коллегам, и сейчас говорю: при отсутствии соответствующей защиты программист может просто манипулировать результатами голосования, которые фиксируются только в электронном виде. Мы хотим застраховаться от этого специальным контрольным чеком, который избиратель будет получать и опускать в мини-ящик для голосования. Таким образом, компьютер при необходимости можно будет проверить, подсчитав «корешки» итогов голосования. Это один из возможных вариантов защиты.
═
– Много говорили о том, что в США пересматривают отношение к такому институту, как коллегия выборщиков.
═
– Существующую «кривую» систему голосования и подведения итогов в целом по стране критикуют многие. Уже два штата, Мэн и Небраска, применяют пропорциональную систему выборщиков. То есть выборщики штата голосуют не по принципу «если в штате большинство получил Буш, то все выборщики голосуют за Буша», а в зависимости от того, как разделились голоса. Но, кстати, одновременно с выборами президента США в штате Колорадо проходил референдум, где как раз ставился вопрос о том, чтобы голоса выборщиков при дальнейшем учете распределялись пропорционально. Так вот, по предварительным данным об итогах референдума, эта инициатива не прошла.
Ну а Калифорния, где мы находимся, – самый большой штат по количеству выборщиков, их тут 55. Результатов голосования мы пока не дождались, они еще считаются – ведь это самая западная точка Америки. Где-то через час будут результаты, но пока все прогнозируют, что здесь традиционно победят демократы, то есть Керри. Но, по всей видимости, эти 55 выборщиков вряд ли помогут ему выиграть выборы.
═
– Уже появилась информация о том, что международные наблюдатели испытывают трудности с доступом на избирательные участки. Это действительно так?
═
– Да, этот факт зафиксирован. В том числе в ряде штатов не допустили наблюдателей ОБСЕ. Мы слышали, что проблемы с допуском наблюдателей ОБСЕ возникали в том числе и в таком «зловредном» штате, как Флорида. Но здесь, в Калифорнии, отношение к нам очень корректное, вежливое, я бы сказал, даже доброжелательное.