Вчера в Кремле под руководством помощника президента Игоря Шувалова заседала рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления. Помимо прочего обсуждалась идея назначения мэров – по аналогии с новым порядком выборов глав регионов. В Москву по такому случаю приехали все президентские полпреды, за исключением Козака, и многие главы регионов, в том числе – критик президентской реформы, глава Татарстана Минтимер Шаймиев.
В повестке дня вопроса о выборности мэров не значилось. Тем не менее дискуссия на эту тему разгорелась, когда один из губернаторов, участвовавших в заседании, прямо предложил распространить систему назначений на руководителей муниципальных образований. Глава комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый в интервью «НГ» рассказал, что Шувалов остановил разговор в самом начале, заявив о твердом решении президента отказаться от правки Конституции. Одновременно выяснилось, что идея такая в коридорах власти возникла давно и активно обсуждалась все последнее время, по словам Шувалова, той же рабочей группой, только в более узком составе, а также в Главном правовом управлении при президенте и в Конституционном суде. И, разумеется, «на самом высоком политическом уровне». Дело в том, уточнил Мокрый, что назначать мэров, не нарушая конституционных норм, невозможно: этому «мешают 8, 12, 131 и 133-я статьи Конституции, а также некоторые международные документы, которые мы подписали, в частности Европейская хартия по местному самоуправлению».
По данным «НГ», в Кремле решено временно снять с повестки дня вопрос об утверждении мэров региональных столиц по той же схеме, что и губернаторов, – как юридически недостаточно проработанный. Однако отмена выборов мэров остается вопросом времени и юридической техники – в первых числах октября в Госдуму поступила законодательная инициатива Госсовета республики Башкортостан, где мэров давно и успешно назначают. Теперь этот опыт предлагается распространить на всю Россию.
«Конституционным судом принималось несколько решений, которые однозначно зафиксировали особый статус МСУ и невключенность его в систему исполнительной власти, – отмечает глава Независимого института выборов Александр Иванченко. – Однако существует также практика Башкирии и Татарстана, где местное самоуправление назначается. Власть берет сейчас их опыт на вооружение с намерением распространять это на другие субъекты Федерации. Просто именно сейчас это непроходная идея: столько дров наломали с назначением губернаторов, что у теряющего свой ресурс федерального Центра сейчас просто нет сил на продавливание вслед за этим еще и назначения мэров крупных городов. Думаю, что будет избран мягкий вариант: главам регионов делегируют контрольные функции, нормотворческие функции. Прямого подчинения нет. Но де-факто они будут контролировать каждый шаг МСУ. Практически это ставит крест на возможности населения решать вопросы местного значения на сходах, референдумах. То есть это передышка перед возможным решающим броском на достраивании вертикали власти где-то через годик».
Между тем Олег Сысуев, президент Конгресса муниципальных образований, убежден, что назначение каким-то образом руководителей муниципальных образований невозможно. Как выразился Сысуев, «спасибо Конституции, что она защищает этот институт от построения вертикали», потому что многие градоначальники уже готовы отказаться от права быть избранными: «Я не думаю, что можно ожидать консолидированной позиции конгресса. Главы малых городов уже высказывали мнение, что им бы хотелось назначаться: многие находятся в тяжелейшем экономическом положении. Здесь, как они считают, уже не до выборности. Видимо, у доноров будет одно мнение. У реципиентов – другое. Но содержание Конституции – это не вопрос начальников. Это вопрос референдума».
Сами мэры действительно словно заранее смирились со своей участью и опасаются оказать решительное сопротивление неприятной перемене своего статуса. Характерный пример – высказывание саратовского главы Юрия Аксененко, который весьма уклончиво комментировал идею в беседе с нашим корреспондентом: «О назначении или прямом избрании мэров я не хотел бы говорить, потому что любой ответ может быть спроецирован на меня... В чем я абсолютно уверен, так это в том, что депутатов городской Думы нужно избирать по старой схеме».
Саратов