Легальная антикварная торговля в нашей стране насчитывает около 15 лет. В 1988–1989 гг. возникли первые частные антикварные магазины, стали проводиться аукционы в России и за рубежом. Этим периодом в новейшей истории страны датируется первый подъем рынка российской старины. Он имел специфику – на Западе стали активно «раскручиваться» произведения классического авангарда начала XX века, а также произведения так называемого андерграунда 60-х, то есть работы не признанных официально художников 1950–1970-х гг.
Вспышка активности завершилась тогда довольно быстро: уже через пару лет на международном рынке прогремел ряд скандалов, «первый русский авангард» несколько раз ловили на неаутентичности, неподлинности произведений, выставленных на знаменитые аукционы. Цены на авангард 60-х оказались сильно искусственно завышенными, и эти картины также перестали продаваться. Рынок провалился.
Однако уже к середине 1990-х гг. произошла новая вспышка покупательского интереса к антиквариату. На рынок стали выходить русские покупатели, для которых в столице мировой антикварной торговли – Лондоне даже устраивались специальные русские недели. На это время крупнейшие дома назначали свои «рашн сейлы», устраивали русские приемы с икрой и тому подобным, проводили наши национальные выставки и лекции. Начали крупно продаваться работы русских академических живописцев, картины Айвазовского и Репина устанавливали ценовые рекорды.
Этот подъем длился лет пять и был жестко прерван кризисом 1998-го. Многие, разоряясь, выбрасывали на рынок накопленные коллекции. И рынок снова рухнул. Закатилось былое великолепие русских недель в Лондоне, ушли из аукционного дома Сотбис главные зарубежные специалисты по русском у искусству Стюарт и Самарин. В России осталась единственная фирма Гелос, один-два раза в год поддерживавшая стагнирующую аукционную деятельность. Только что начавшиеся Антикварные салоны в Москве проводились один раз в год с десятком участников.
Но вот прошло еще пять лет, и снова наш антик-рынок расцвел. В нынешнем году в столице проведено уже три Антикварных салона (два – «Экспо-Парком» в ЦДХ и один международный в Академии художеств) и намечается еще один – Рождественский. На только что завершившемся осеннем салоне заявили о начале аукционной деятельности еще две российские структуры и одна британская. Весной крупный галерист Леонид Шишкин открыл аукционный филиал в Санкт-Петербурге (вдобавок к двум своим московским площадкам). А в конце ноября – середине декабря текущего года, по подсчетам экспертов «НГ», в мире состоится 12 (!) аукционов, либо полностью посвященных русскому и советскому искусству, либо с участием серьезных лотов из России.
В чем причины подобного роста интереса к старому искусству в России? Говорят о притоке нефтедолларов, о стабильности вложения средств в антиквариат и произведения искусства. Интересно, что потенциальных покупателей не останавливает даже явная атака власти на представителей крупного капитала. Казалось бы, пример Михаила Ходорковского, второй год проводящего в «Матросской Тишине» и постепенно теряющего одну часть состояния за другой, должен был заставить других олигархов поостеречься. Однако Виктор Вексельберг покупает коллекцию императорских яиц Фаберже и дарит ее Эрмитажу (как все и предполагали). Роман Абрамович по-прежнему остается крупнейшим игроком на лондонских аукционах. Виталий Логвиненко покупает Рубенса и ввозит в Россию. А Петр Авен продолжает формировать свое серьезное музейное собрание.
Высказывают мнение, что это своего рода «пир во время чумы», или, говоря лозунгами прошлого, «последняя агония загнивающей буржуазии». Думаю, что это не так. Это расчетливая политика дальновидных бизнесменов. Похоже, что они считают искусство слишком публичной областью, чтобы с ней можно было поступить так же, как с банковскими или нефтяными активами. Недаром до сих пор в мире время от времени возникают коллизии в связи с некогда экспроприированными Советами художественными ценностями частных собирателей прошлого. Недаром именно проблема перемещенных художественных ценностей после Второй мировой войны является столь важной для стран, в ней задействованных.
В конце концов по нынешним российским законам любое произведение искусства, официально ввезенное в Россию, может быть так же официально из нее вывезено.