Любовь Слиска, вице-спикер Госдумы
Видимо, именно эти субъекты РФ больше всех боятся роспуска законодательных собраний. Поволжские регионы живут беднее центральной России и поэтому, наверное, у них более жесткое восприятие того, что приходит из Центра. Кстати, вовсе не обязательно обращать внимание только на мнение законодательных собраний, многие из которых избраны по так называемым спискам губернаторов. Надо слушать людей, а они в основном поддерживают принцип назначения. Конечно, Сергею Кириенко непросто работать в регионе, где есть такие политические тяжеловесы, как Шаймиев и Рахимов.
Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»
Националистические кланы этих республик совершенно справедливо усмотрели в данных инициативах угрозу собственному региональному абсолютизму и несменяемости. И, хотя вначале они пытались продемонстрировать поддержку инициативам президента, можно было ожидать, что их фронда однажды должна была проявиться. Если эти президенты будут пытаться давать указания своим представителям во фракции парламентского большинства голосовать «против» и всячески саботировать идеи централизации региональной власти, то можно будет в полный голос заявлять, что они – сепаратисты и враги единой России.
Борис Немцов, сопредседатель Комитета-2008
Я бы не стал связывать это обстоятельство с Кириенко. Не случайно то, что такая реакция является началом процесса дезинтеграции. Россия – разная, расхристанная и большая, и как единая страна может существовать только в качестве федерации. Избранный народом человек хоть что-то понимает про свою родину, а московский назначенец может оказаться варягом, чужаком. Опыт больших унитарных государств показывает, что они распадаются. Горе-реформаторы шутят с огнем.
Сергей Глазьев, председатель движения «За достойную жизнь!»
В Приволжском федеральном округе у нас находятся крупнейшие национальные автономии, и никакой Кириенко для них не авторитет. Сопротивление естественно: национальные республики вынуждены отстаивать свои права, а их руководители вынуждены считаться с общественным мнением. Они не могут так просто, как другие губернаторы, отрапортовать, что готовы сложить свои полномочия. В свое время они выступили инициаторами формирования федеративных отношений в стране, и в отличие от других регионов, пытающихся подыграть политической реформе, вынуждены пытаться сохранить лицо. Это объективная реакция на давление общественного мнения, которое там существенно более радикализировано, чем в целом по стране.
Станислав Белковский, Институт национальной стратегии
На мой взгляд, неправильно говорить, что Кириенко руководит федеральным округом. Может быть, он руководит им, но – только в собственном сознании. Регионы возглавляют сильные профессиональные лидеры, которые понимают, что антифедеративный переворот буксует, что у него нет серьезной поддержки в элитах, и поэтому хотят воспользоваться ситуацией, чтобы выторговать для себя максимальные уступки в процессе реформ. Сильные профессиональные руководители видят: реформа не идет так ярко, быстро и эффективно, как это хотелось бы администрации президента, а значит – возникает поле для политического торга.
Игорь Бунин, Центр политических технологий
Кириенко не инициировал этого процесса, он попал как кур в ощип. Он случайно оказался в том регионе, где самые сильные руководители и есть активное сопротивление, построенное по принципу: «мы не хотим унитарного государства, мы хотим федеративное государство». Он сам не инициировал этой атаки.
Вячеслав Игрунов, лидер партии СЛОН
Кириенко угораздило попасть в округ, где у власти наиболее самостоятельные, наиболее независимые от Москвы политические деятели. Во всяком случае, это касается Шаймиева, а Рахимов и Федоров идут как бы за его спиной. Однако это сопротивление весьма относительно. Если послушать Шаймиева – речь идет о том, что они не хотят принимать предложения президента в том виде, в каком они существуют сейчас. Но не готовы сопротивляться ему принципиально.