«Ручная настройка реформы ЖКХ не приносит желаемого результата», – так охарактеризовал вчера ситуацию в подведомственной отрасли глава Минпромэнерго Виктор Христенко, выступая на заседании кабинета министров, который рассматривал вопрос «О первоочередных мерах по переводу предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса на работу в рыночных условиях».
По словам Христенко, «всероссийский собес по распределению воды, газа и электроэнергии» сохранился практически в неизменном виде. Участие бизнеса в коммунальной сфере минимально. В результате продолжается старение основных фондов, разрушается коммунальная инфраструктура. Из бюджетов разных уровней ежегодно направляется на поддержание отрасли около 200 млрд. руб., но картина к лучшему не меняется. «Мы пытаемся реанимировать то, что нежизнеспособно в принципе», – подытожил Христенко.
Правительство надеется, что бизнес придет в «коммуналку». Но предприниматели не торопятся вкладывать в ЖКХ. Что их отпугивает, в принципе известно. Это полный административный контроль со стороны муниципальных властей. Тюменский губернатор Сергей Собянин высказался в духе времени за назначение глав муниципальных образований. По его твердому убеждению, ЖКХ приведет в рынок лишь жесткое администрирование со стороны госорганов. Поэтому на переходный период, говорил губернатор, надо «застолбить в законе право государства влезать в тарифную политику, влиять на муниципалитеты». «Где высок запас политической прочности у губернатора, – обосновывал он свое предложение, – там и идут реформы коммунальной сферы».
Регионы, руководство которых сумело направить ЖКХ на рыночные рельсы, действительно по пальцам можно пересчитать. Кроме Тюмени отличились Пермская, Белгородская, Калужская области, Татарстан и некоторые другие субъекты Федерации. География более или менее успешных рыночных преобразований в этой отрасли совпадает с географией деятельности ОАО «Российские коммунальные системы». Пример «РКС», считает Виктор Христенко, хорош тем, что такая крупная структура решилась на столь рискованный в понимании многих эксперимент и сумела добиться определенных результатов.
Частный бизнес может и должен работать в жилищно-коммунальном хозяйстве, надо лишь кое-что подправить в законодательстве, звучало на заседании правительства. В частности, необходим закон об инвестиционных отношениях в ЖКХ, закон о финансовом оздоровлении предприятий этой отрасли и т.д. Сейчас в производстве Госдумы находится семь законопроектов, которые должны определить будущее реформы ЖКХ. Принять их планируется до конца текущего года. После чего правительство получит карт-бланш на реализацию преобразований. Ну а первых результатов, по расчетам Виктора Христенко, следует ждать года через три. Впрочем, уже в 2006 году плоды реформ смогут вкусить буквально все граждане, когда натуральные льготы и дотации будут конвертированы в деньги. Правительство обещает не обмануть. Все деньги, которые нынче бесследно исчезают в «черной дыре», именуемой ЖКХ, граждане получат на персонифицированные счета.