Завтра Госдума примет в первом чтении закон, отменяющий выборы губернаторов. Таким образом, «Единая Россия» запускает президентскую реформу, которая призвана поставить глав регионов в прямую зависимость от Москвы. Между тем успех этой реформы во многом будет зависеть от позиции региональных парламентов. А они, как показывает исследование «НГ», проведенное при поддержке центра «Регион», партии власти все еще не подконтрольны. В стране по-прежнему около 40 областей, где фракции «Единой России» находятся в явном меньшинстве, в то время как парламентов, где «медведи» контролируют хотя бы половину мест, – менее 20.
Уже на стадии обсуждения президентской инициативы стало ясно: те самые заксобрания, которым отведена «почетная» роль соглашаться с президентским выбором губернаторской кандидатуры, контролируются Центром не так надежно, как могло показаться. «Одобрямс» автоматом президентская инициатива не смогла получить в Астраханской области. Не захотели одобрить отмену губернаторских выборов в Чувашии, Калининградской области, фактически объявили ей бойкот в Татарстане. «НГ» попыталась выяснить – а что, собственно, сейчас представляют собой представительные органы власти в регионах? Насколько они «встроены» в пресловутую вертикаль?
До сих пор российские политологи не очень интересовались региональной представительной властью: основное внимание уделялось губернаторским выборам. Однако состав местных заксобраний, как удалось выяснить «НГ», достаточно подробно исследовали в информационно-аналитическом центре «Регион». Согласно этому мониторингу и с учетом данных о последних выборах нам удалось насчитать всего 19 регионов, где представители ЕР составляют более половины депутатов заксобрания. И это несмотря на мощнейший административный ресурс, которым повсеместно пользуется партия власти, на бюджетное финансирование – вдвое большее, чем у всех остальных партий вместе взятых (его «медведи» получают как победители думских выборов), на то, что в ее рядах влиятельные члены правительства, и в нее еженедельно вступают все новые губернаторы – во вторник, например, партбилет получил глава Воронежской области Владимир Кулаков.
Абсолютное большинство парламентских мест «единороссы» имеют в основном в национальных республиках и автономиях: Башкортостан, Татарстан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Хакасия, Мордовия, Удмуртия, Тыва (правда, тут ЕР безоговорочно преобладает только в верхней палате Верховного хурала). В тех же регионах на последних парламентских и президентских выборах была очень высокая явка, а за действующего президента и его партию проголосовали по-советски единодушно. Для большей части этих республик характерны безработица и низкий уровень жизни. Видимо, по аналогичным обстоятельствам в этом списке оказалась и Магаданская область, где парламентарии лишь после своего избрания дружными рядами вступили в партию. Сильно продвинулся вперед опекаемый Романом Абрамовичем Чукотский АО – еще год назад в местном Заксобрании было всего 4 «единоросса» на 13 депутатов, а теперь уже 7.
Однако регионов, где «Единая Россия» находится в явном меньшинстве, вдвое больше – 37. Правда, за последний год, когда активно стали внедрать выборы по пропорциональной системе, их количество сократилось. И не только за счет вновь избранных заксобраний – фракции ЕР обнаружили устойчивую тенденцию к разрастанию за счет других партий, региональных групп и представителей независимого депутатского корпуса. Тем не менее до сих пор совершенно незначительным (менее трети) остается представительство партии власти в областях, которые прежде относили к «красному поясу»: Курской, Липецкой, Белгородской, Калужской, Брянской, Тульской. Традиционно слабы позиции «медведей» в Астраханской области и Чувашии, которые уже преподнесли первый сюрприз Москве, продемонстрировав несогласие с президентской реформой.
Впрочем, даже формальное преобладание ЕР в местном парламенте, как выясняется, не гарантирует автоматического согласия с решениями Москвы. Как очередной раз показал Госсовет Татарстана, республиканские «единороссы» по-прежнему ориентируются не столько на столичное партийное руководство, сколько на главу республики.
В регионах же, где силен протестный электорат, «медвежьи» фракции не устойчивы по обратной причине: они зачастую фрондируют с местными губернаторами. Так, в Самарской облдуме «Единая Россия» приняла решение переименоваться в «Родину» – таким образом депутаты выразили несогласие с руководством партии в вопросе поддержки на будущих выборах губернатора Титова.
Как демонстрируют многочисленные конфликты между областными отделениями ЕР и ее московским руководством, а также расколы и «раздвоения» в самих регионах (например, недавно в Ивановской области) партия власти сама по себе не является вертикально устойчивой. Попытка вобрать в себя все местные элиты привела к огромному разбросу интересов внутри партии. И это неминуемо проявится, как только «Единой России» придется взять на себя нагрузку по «утверждению» губернаторских кандидатур.
⌠Единая Россия■ в региональных парламентах | |
Подавляющее большинство (более 50%) | Число ⌠медведей■ |
Башкортостан | (98 из 120); |
Ингушетия | (13 из 21); |
Кабардино-Балкария | (21 из 39); |
Калмыкия | (24 из 27); |
Карачаево-Черкесия | (49 из 73); |
Курганская область | (20 из 33); |
Магаданская область | (17 из 17); |
Мордовия | (43 из 75); |
Московская область | (17 из 25); |
Приморский край | (26 из 39); |
Пензенская область | (27 из 45); |
Татарстан | (46 из 50); |
Тверская область | (17 из 33); |
Тюмень | (18 из 25); |
Тыва | (верхняя палата, 15 из 22); |
Удмуртия | (51 из 100); |
Ульяновская область | (14 из 25); |
Хакасия | (не менее 40 из 75); |
Чукотский АО | (7 из 13); |
Относительное большинство (около 50%) | Число ⌠медведей■ |
Адыгея | (верхняя палата 13 из 27); |
Алтайский край | (23 из 50); |
Вологодская область | (14 из 30); |
Иркутская область | (22 из 45); |
Калининградская область | (14 из 32); |
Москва | (14 из 35); |
Нижегородская область | (16 из 45); |
Псковская область | (15 из 33); |
Ростовская область | (20 из 45); |
Саратовская область | (16 из 35); |
Тамбовская область | (25 из 50); |
Томская область | (18 из 42); |
Усть-Ордынский АО | (7 из 15); |
Ханты-Мансийский АО | (12 из 25); |
Челябинская область | (20 из 45); |
Читинская область | (20 из 42); |
Эвенкийский АО | (12 из 23); |
Явное меньшинство (не более 1/3) | Число ⌠медведей■ |
Агинский Бурятский АО | (5 из 15); |
Алтай | (10 из 41); |
Астраханская область | (8 из 29); |
Белгородская область | (10 из 35); |
Брянская область | (2 из 50); |
Владимирская область | (10 из 37); |
Волгоградская область | (11 из 38); |
Дагестан | (24 из 121); |
Еврейская АО | (5 из 15); |
Калужская область | (5 из 40); |
Карелия | (18 из 57); |
Кемеровская область | (2 из 35); |
Коми | (6 из 24); |
Корякский АО | (3 из 33); |
Костромская область | (5 из 24); |
Краснодарский край | (14 из 63); |
Красноярский край | (не менее 5 из 22); |
Курская область | (4 из 45); |
Ленинградская область | (11 из 50); |
Липецкая область | (4 из 38); |
Мурманская область | (5 из 25); |
Ненецкий АО | (1 из 15); |
Новгородская область | (1 из 26); |
Новосибирская область | (5 из 49); |
Оренбургская область | (12 из 47); |
Орловская область | (7 из 50); |
Рязанская область | (10 из 36); |
Самарская область | (7 из 25); |
Санкт-Петербург | (12 из 50); |
Сахалинская область | (9 из 27); |
Ставропольский край | (7 из 25); |
Таймырский АО | (3 из 11); |
Тульская область | (13 из 48); |
Хабаровский край | (8 из 25); |
Чувашия | (22 из 73); |
Ямало-Ненецкий АО | (8 из 21); |
Ярославская область | (12 из 50) |