Со вчерашнего дня в Госдуме введены дополнительные меры безопасности. Аккредитованные на Охотном Ряду парламентские корреспонденты узнали об этом на входе, когда охрана отказалась пропускать их на работу. Выяснилось, что появился новый специальный перечень вещей, которые нельзя вносить в здание. Учитывая чрезвычайные меры, которые были предприняты этим летом (см. «НГ» от 27.08.04), может сложиться впечатление, что нижняя палата парламента постепенно переходит на осадное положение.
Как сообщила думская охрана, с пятницы в нижнюю палату нельзя проходить с рюкзаками, а только с кейсами, дамскими сумками и мягкими папками. Также корреспонденту «НГ» было объявлено, что ноутбук с собой тоже приносить нельзя, потому что вынести его из Думы будет фактически невозможно, не доказав, что он твой. Впрочем, вчера руководитель управления аппарата Думы по связям с общественностью и СМИ Юрий Шувалов заявил, что он ничего о таких распоряжениях охранительных структур не знает.
Еще в июле по депутатским кабинетам разослали извещение за подписью и.о. руководителя аппарата Думы Юрия Безверхова. Из этой бумаги парламентарии узнали о введении комплексной программы по усилению антитеррористической защиты здания. Так например, укрепили окна, покрыв их антивандальной пленкой снаружи и установив крепкие жалюзи изнутри, начали увеличивать мощность и охват камер слежения.
Чуть ранее председатель нижней палаты Борис Грызлов утвердил новую редакцию положения о пропускном режиме в ГД. Сначала дополнительно к железному ограждению на входе законодательное здание обнесли бетонными столбиками, чтобы не проник никакой таран – ни танк, ни грузовик. Затем автоматизированная система контроля доступа перевела процедуру оформления разовых пропусков в электронный вид.
Вслед за депутатами, в удостоверения которых микрочипы встроили еще полгода назад, аналогичные высокотехнологичные изделия теперь получили и сотрудники аппарата. На пластиковые карточки заменены и разовые, и временные пропуска – например, такие, какими теперь обладают помощники депутатов, работающие на общественных началах. Один из таких помощников показал корреспонденту «НГ» новое удостоверение – оно безымянное, но показывать его надо вместе с паспортом, после чего электронная система сверит соответствие одного другому.
Охранник за несколько метров до входной двери проверяет паспорт визитера, созванивается по рации с бюро пропусков и уточняет, давать ли такому-то гражданину «добро». Затем посетитель получает пластиковую карту. Ему предстоит вторая линия обороны: сдав паспорт на сканер, он проходит через металлоискатель и процедуру досмотра личных вещей.
Но даже преодолев защитные кордоны, «чужак» сталкивается с внутренними барьерами. Зал пленарных заседаний закрыли для прессы и ограничили доступ в «депутатскую зону». Получается, с каждым годом значимость парламента все уменьшается, а охранные меры становятся все тщательнее и затейливее. Объяснения превращению Думы в «почтовый ящик» звучат разные – антитеррористическая безопасность, профилактика провокаций. И даже – предотвращение последствий принятия непопулярных законов, которые «вызывают повышенный интерес со стороны части населения РФ».