Железный Феликс еще на пьедестале, но, возможно, ему придется потесниться.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера на Николо-Архангельском кладбище в Москве состоялась церемония перезахоронения доставленных авиаспецрейсом из Бельгии останков русского генерала Николая Батюшина. Генерал-майор Батюшин, скончавшийся на чужбине в 1957 г., в начале ХХ века стоял у истоков русской разведки и военной контрразведки. Как сказал на траурной церемонии один из инициаторов перезахоронения, президент «Общества изучения истории отечественных спецслужб» и один из авторов вышедшей двумя годами раньше книги о Батюшине, генерал-лейтенант Александр Зданович, «Николай Степанович Батюшин является одним из выдающихся представителей первой генерации русских разведчиков и контрразведчиков, заложивших в начале прошлого века и в годы Первой мировой войны краеугольные камни в основание нового, постоянно действующего государственного института императорской России».
Корреспондент «НГ», побывавший на Николо-Архангельском погосте, свидетельствует, что траурное мероприятие при всей его внешней патриотической направленности сопровождалось довольно нехарактерным для его фигурантов – сотрудников российских спецслужб – пиаром. Были задействованы почти все основные государственные массмедиа. Возможно, Федеральная служба безопасности России стоит на пути к смене имиджа. И не исключено, что в некотором будущем портреты «первого чекиста» Феликса Дзержинского исчезнут из кабинетов на Лубянке, а вместо них будут висеть изображения царского генерала Батюшина. Тогда следующим шагом может стать инициатива установки памятника Батюшину перед зданием на Лубянской площади – на бывшем месте «железного Феликса».
Александр Зданович в выступлении на панихиде обильно цитировал президента Владимира Путина, в частности его призыв к единению общества в борьбе с терроризмом и экономическими преступлениями в России. По словам Здановича, Батюшин был основоположником такого направления деятельности отечественных спецслужб, как экономическая безопасность.
Идея перезахоронения останков Батюшина муссируется уже год. Ее автором считается Фонд содействия социальной и правовой поддержке ветеранов и сотрудников ФСБ. Об этом сообщил «НГ» один из координаторов перезахоронения и сотрудник упомянутого фонда Виктор Корольков. Безусловно, идея изначально была согласована с руководством спецслужб. Во всяком случае, она поднята на уровень государственной. В ее реализации принимали участие МИД РФ и военные. Впрочем, на вопрос корреспондента, означает ли это «смену ориентиров», Корольков уклончиво ответил: «Каждый был герой своего времени».
Генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда, ветеран внешней разведки Олег Нечипоренко более откровенен: «Ставка на Батюшина, его реабилитация из забвения с точки зрения современной общественной конъюнктуры вполне вероятна». И поясняет: «Сегодня трудно понять, представители какой части общества могут перетянуть на себя одеяло по поводу отношения к Дзержинскому. И в этой ситуации появление новых знаковых фигур из периода до 1917 года, которые бы устроили всех, вполне логично».
Кроме того, полковник КГБ в отставке Олег Нечипоренко категорически выступает против того, чтобы в массмедиа и политологических кругах современных разведчиков и контрразведчиков называли «чекистами». «И не только потому, что прекратил свое существование советский Комитет госбезопасности, – говорит эксперт, – но главным образом потому, что на его месте появились новые структуры с новыми задачами. И чекистский щит и меч на фоне двуглавого орла на эмблеме нынешних российских спецслужб также никак нельзя совместить с целями и задачами нынешних спецслужб».
Член Совета по внешней и оборонной политике, бывший сотрудник ГРУ Виталий Шлыков в комментарии «НГ» высказал уверенность, что «происходящее совершенно нормально для сегодняшнего дня». По его мнению, «спецслужбы должны менять своих кумиров и восстановить непрерывность исторических связей характерных для России». «Сегодня это тенденция, – сказал также эксперт. – Все хотят навести мосты между прошлым и настоящим, минуя 80-летний период советской власти». Шлыков полагает: «Хотя все это – некоторый ход назад к Великой Русской империи, однако и чекисты, по всей видимости, решили сделать свою историю непрерывной нитью и соединиться с Россией, минуя советские времена. Советское поколение чекистов уходит, и молодежи будут показывать российских героев».
Разделяет подобную позицию и эксперт по вопросам национальной безопасности, бывший сотрудник ФСБ, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Станислав Лекарев: «Это весьма своевременная попытка восстановить утерянную нашими органами безопасности преемственность, дающая право в будущем говорить о том, что наши контрразведчики стоят на плечах своих великих предков».
В то же время ясно, что в недрах самих спецслужб «кампания по замене Дзержинского на Батюшина» будет идти трудно. Как заявили «НГ» в региональной общественной организации ветеранов контрразведки «Веткон», «данное событие, хотя и проводится с нехарактерным для ФСБ размахом, не является чем-то из ряда вон выходящим. Говорить о том, что контрразведка таким образом намерена переориентировать свою идеологию и заменить почитание «железного Феликса» иной персоной, несерьезно». По мнению собеседника «НГ», фигура Николая Батюшина несопоставима с личностью Феликса Дзержинского, и говорить о смене политических идолов ФСБ просто смешно».
Из этого ясно, что новым идеологам контрразведки придется еще много поработать для изменения не только имиджа ФСБ, но и нравственных ориентиров сотрудников спецслужб.
═
Из досье «НГ»
═
Николай Степанович Батюшин родился в 1874 г. Окончил Астраханское реальное училище, Михайловское артиллерийское училище и Николаевскую военную академию (1899). Участник Русско-японской войны. Службу в разведке начал накануне Первой мировой войны с должности старшего адъютанта штаба Варшавского военного округа. Затем произведен в чин генерала для поручений при главнокомандующем армиями Северного фронта. С декабря 1915 г. – Генерального штаба генерал-майор. В начале 1917 г. возглавил комиссию по борьбе со шпионажем при штабе Северного фронта, куда входил и Петроград. Наиболее известна операция по разоблачению коррупционеров из окружения любимца императорского двора Григория Распутина. Весной 1917 г. генерал-майор Батюшин арестован Временным правительством, вскоре бежал из тюрьмы, затем покинул и большевистский Петроград. В Белом движении – с конца 1918 г. Эвакуировался с армией генерала Врангеля и проживал в Белграде. Преподавал в белградском отделении Высших военно-научных курсов. Во время Второй мировой войны выехал в Бельгию, где и скончался в доме для престарелых в Брен-ле-Комт в 1957 г.
Автор книги «Тайная военная разведка и борьба с ней» (София, 1939 г., переведена в России в 2002 г.), а также ряда статей по истории разведки во время Первой мировой войны. Имеются сведения о существовании некоей рукописи книги генерала под названием «Контрразведка против Распутина».