Александр Вешняков считает, что две фракции – слишком мало для Госдумы.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера глава Центризбиркома Александр Вешняков полчаса объяснял депутатам Госдумы, как их будут в следующий раз выбирать, а также по каким правилам им предстоит жить и работать. Главная интрига текущей реформы избирательного законодательства заключается в том, что ни одного законопроекта из ожидаемого пакета (по словам Вешнякова, их будет около 10) никто в глаза не видел. До сих пор ЦИК, получивший статус «официального разработчика» реформы, озвучивал только ее основные концептуальные положения. Текстовая версия законопроектов, если верить Вешнякову, появится не ранее чем через неделю после парламентских слушаний.
Принципиальное новшество – введение пропорциональной системы выборов депутатов Госдумы – уже одобрено президентом и, следовательно, обсуждению не подлежит. Однако детали еще могут варьироваться. По версии ЦИКа, основная часть депутатов должна выдвигаться в регионах, проходной барьер должен составлять 7%, а в Думе должны присутствовать не менее 4 партий. При этом не следует принимать поправки к закону о партиях с целью увеличения количественного ценза до 50 тысяч человек.
Повторил Вешняков и тезис о так называемом «развитии внутрипартийной демократии», похожей больше на превращение федеральных партий в некие конфедерации одноименных региональных организаций, имеющих широкие полномочия. Федеральный список партии-соискательницы предложено разбить на 72 региональные подгруппы. При этом собственно федеральная часть – всего три кандидата, остальные выдвигаются в регионах, таким образом, каждый регион голосует за «свою» часть списка. Это называется «модернизированной пропорциональной системой», которая направлена на стимулирование работы партий в регионах. Однако в «Единой России» отнюдь не убеждены, что число 72 является оптимальным – скорее всего количество подгрупп подвергнется сокращению.
Зато ЦИК предлагает, по словам Вешнякова, «очень серьезные шаги по развитию внутрипартийной демократии». Императивного мандата, которого активно добивается руководство целого ряда политических партий, судя по всему, в чистом виде не будет. Зато есть предложение лишать депутата полномочий через суд в том случае, если он поменяет партийную ориентацию и «перебежит» в другую фракцию. Еще одна поправка предусматривает законодательное закрепление обязанности депутата вести работу в регионе. И «отзыв» полномочий через суд в том случае, если он этой обязанностью пренебрегает. Кто получит право обращаться в суд, пока неясно. Но, очевидно, местной партийной ячейке собрать необходимые доказательства будет проще всего.
Один из самых дискуссионных вопросов – судьба предвыборных блоков. В целесообразности сохранения этого института Вешняков сомневается: блоки появились в условиях неразвитой избирательной системы и в отсутствие закона о политических партиях. Теперь у нас есть и то, и другое, так что от блоков можно смело отказываться: заодно появится возможность покончить с технологией клонирования в регионах «политических пустышек» – вон, сколько на местных выборах развелось «Родин». И не только – додумались даже до блока «Путина». С ударением на предпоследнем слоге.
Впрочем, депутаты признали существование блоков нецелесообразным еще до начала «дискуссии». Соответствующий пункт появился уже в проекте рекомендаций парламентских слушаний. И нетрудно догадаться, почему даже Дмитрий Рогозин, лидер фракции «Родина» (которая существует сегодня в Думе исключительно благодаря блокированию), так активно выступал за их полную ликвидацию. Для менее удачливых партий возможность блокироваться дает чуть ли не единственный на данный момент шанс попасть в следующую Думу. Для тех, кто уже там, – обещает присутствие лишних конкурентов.
Прочие выступающие в основном критиковали Вешнякова. Геннадий Зюганов заявил, что укрепление партийной системы – это хорошо, но при соблюдении двух важнейших условий. Партиям должен быть обеспечен равный доступ к государственному телевидению, а победившая партия должна самостоятельно формировать всю исполнительную власть сверху донизу. Сегодня же, отметил глава КПРФ, партийную систему явно пытаются сформировать сверху и поставить партии под жесткий бюрократический контроль. Представитель ЛДПР Алексей Островский фактически полностью отверг все предложения Центризбиркома. Его партия, наоборот, считает, что связь с регионами должна быть минимальной, а ее внутренняя организация не должна быть жестко регламентирована.
Представитель верхней палаты парламента, председатель комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин предложил на данной реформе не останавливаться и пойти дальше – парламентское большинство должно формировать правительство. «Ответственность за его деятельность должна нести та партия, которая на выборах в Государственную Думу получила большинство голосов», – считает Шарандин. Он прогнозирует, что в случае принятия таких изменений сохраняется «опасная тенденция движения к парламентской республике». «Чтобы подобного крена не произошло, должны быть законодательно усилены позиции президента», – заявил сенатор.