В федеральном и московском парламентах произошли сразу три знаковых события. Госдума разрешила высокопоставленным чиновникам занимать руководящие посты в партиях, а представители трех думских фракций внесли законопроект об увеличении минимальной численности партий с 10 тысяч до 50. Мосгордума также повысила с 5 до 10% барьер прохождения партий в городское заксобрание. Если верить инициаторам этих нововведений, все они должны способствовать активизации партийной жизни и повышению ответственности политиков перед избирателями.
Впрочем, ответственность перед избирателями – понятие расплывчатое. По одномандатным округам в столице теперь будут избираться всего 15 депутатов, остальные 20 – по партийным спискам. Если партии, преодолевшие 10-процентный барьер, в сумме не набирают 50% голосов, к распределению мандатов допускаются партии, набравшие более 3%.
Самый грубый подсчет показывает, что неучтенными могут остаться около трети голосов избирателей. Даже в Центризбиркоме, анализируя результаты применения пропорциональной системы в регионах, 10-процентный барьер сочли неоправданно высоким и рекомендовали не забираться выше 5. Однако в МГД не прислушались к этим рекомендациям. Как считает депутат МГД Дмитрий Катаев, новый порядок выборов практически сводит на нет представительную власть в Москве: как и президентская реформа, он отвечает прежде всего стратегическому курсу радикальной бюрократии.
«Сначала бюрократия заполучила в Госдуме надежное большинство. А теперь она приступила к ликвидации Думы как института представительной власти. Сейчас в избирательном округе 200 тысяч избирателей, теперь же одномандатные округа будут охватывать до 500 тысяч. Это огромная нагрузка, к тому же увеличиваются расходы кандидата на избирательную кампанию. Это ставит его в еще большую зависимость от «административного ресурса». Но малочисленной Думой легче манипулировать».
Причем вряд ли в этом случае имеет смысл вести речь о «самодеятельности» МГД. Речь о тенденции. Вот и большинство в Госдуме, получив право официально закрепить свой партийный статус, приступило к реализации следующего этапа партстроительства. На очереди повышение количественного ценза партий и переход от уведомительного к разрешительному порядку их регистрации. Как едко заметил депутат ГД от КПРФ Виктор Тюлькин, «только преодолеешь один барьер, глядишь – уже два кирпича сверху положили». Фракция КПРФ, как уже сообщала «НГ», стала единственной, отказавшейся подписаться под соответствующим законопроектом. При том, что вторая по численности после партии власти КПРФ может не опасаться немедленного секвестрирования. «Мы выступаем за то, чтобы процессы партийной конкуренции шли естественным путем. Вопрос существования той или иной партии должен решаться гражданами, а не государством», – пояснил вчера зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.
А вот вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский и лидер «Родины» Дмитрий Рогозин в авторском коллективе нового законопроекта значатся. Хотя, если судить по списочному составу, ни «Родина» с 37 тысячами членов, ни ЛДПР с 38 тысячами барьер не преодолевают. Впрочем, Владимир Жириновский эти расчеты возмущенно опроверг: «От нас никто не требовал полных списков нашей партии, – заявил он НГ. – Численность ЛДПР более 600 тысяч, но в Минюст мы и впредь понесем ровно столько, сколько потребует количественный ценз. У ЛДПР проблем с регистрацией не будет».
Впрочем, подобную уверенность может продемонстрировать далеко не каждая из 45 партий. И очевидно, что естественные темпы их «умирания» (не более десятка за последний год) не устраивают руководство страны. Видимо, существуют веские причины для того, чтобы ускорить процесс установления тотального контроля над политической системой страны.