0
716
Газета Политика Интернет-версия

13.10.2004 00:00:00

Особый путь развития несырьевых регионов

Николай Виноградов

Об авторе: Николай Владимирович Виноградов - губернатор Владимирской области.

Тэги: регионы, сырье, развитие


В условиях, когда львиная доля российского бюджета формируется за счет налогов с нефте- и газодобывающих компаний, несырьевые регионы редко заслуживают пристального внимания общественности. Я не хочу напоминать здесь банальные вещи и говорить о том, насколько пагубное влияние на экономику страны может оказать зависимость от цен на углеводородное сырье: сочетание «нефтяная игла» и без того стало штампом. Предотвратить негативные последствия этой зависимости в будущем окажется невозможным, если уже сейчас мы не начнем работать над решением этой задачи, и пример разумного подхода к ее решению могут дать несырьевые регионы.

Владимирскую область я возглавил в 1996 году. В то время регион, основу экономики которого составляли машиностроение, оборонка, текстильная промышленность, находился в глубоком кризисе. Промышленное производство в области составляло 36% от уровня 1990 года, госзаказ на оборонных предприятиях составлял 5% от мощностей, и многие тогда считали, что рассчитывать области не на что: ведь из полезных ископаемых здесь только песок, щебень и доломиты. Но опыт последних восьми лет доказывает, что строить динамично развивающуюся экономику можно и на этой основе. Например, с 1996 года объем промышленного производства во Владимирской области почти удвоился.

Вряд ли кого-то надо убеждать в том, что основой устойчивого роста являются постоянные инвестиции в модернизацию производства. Привлечение российских инвесторов сегодня большой проблемы не представляет. Но крайне важно, чтобы вместе с новыми собственниками приходили на предприятия современные технологии. И здесь мы вынуждены ориентироваться на западные компании.

Стабильность российской экономики на протяжении последних лет создает благоприятные предпосылки для привлечения иностранных инвесторов. Поэтому задача органов власти субъектов Федерации состоит в том, чтобы инвестор, выбирая площадку для размещения производства, именно их регион счел оптимальным. Обязательное условие для этого – наличие четких и неизменных правил игры, которые гарантируют компаниям (кстати, не только иностранным) налоговые льготы на этапе организации производства, обеспечивают беспрепятственный импорт современного оборудования, позволяют без проволочек решать вопросы, связанные с развитием необходимой предприятиям инфраструктуры. Еще один важный момент – введение конкурсных процедур и заблаговременная подготовка предложений для инвесторов. Регионы не должны ждать, пока на них кто-то обратит внимание. Необходимо самим искать потенциальных партнеров. Конечно, все это требует слаженных, целенаправленных усилий со стороны всех органов власти региона: и Законодательного собрания, обеспечивающего законодательную поддержку проводимой политики, и администрации области. Во Владимирской области такие усилия уже привели к заметным результатам: по объему иностранных инвестиций среди 18 регионов, входящих в Центральный федеральный округ, область занимает четвертое место. Если учесть, что большая часть инвестиций приходится на Москву и Московскую область, – это очень неплохой показатель.

Говоря о современных технологиях, инновациях, не стоит забывать и о российских разработках. Сколько бы ни сетовали сейчас на «утечку мозгов», у отечественной науки по-прежнему есть предложения, заслуживающие внимания. Я могу поверить, что большинство регионов не имеют возможности вкладывать свои средства в научные разработки. Но в то, что нельзя создать режим наибольшего благоприятствования, помочь привлечь кредитные ресурсы тем предпринимателям, которые создают высокотехнологичные производства на основе российских научных разработок, поверить невозможно. Создание фондов поддержки предпринимательства, организационная, юридическая помощь – прямая, как я считаю, обязанность региональных властей.

Важным фактором в привлечении инвестиций является наличие равных условий для всех инвесторов. Это означает, что ни одна компания не может пользоваться большими преференциями, чем другие. Идет ли речь о налоговых льготах или о помощи в решении таможенных вопросов – условия предоставления таких льгот и такой помощи должны быть одинаковы для любых компаний и четко зафиксированы в законодательстве. Органы власти в регионах должны пресекать любые попытки коррупции и работать над тем, чтобы закрыть все законодательные и исполнительные «дыры», в которые коррупция может пролезть.

Здесь у несырьевых регионов есть определенные преимущества. Регионы, где преобладающей является металлургия, находятся под влиянием металлургических холдингов. Регионы, имеющие большие залежи углеводородного сырья, естественно, попадают под влияние других олигархических структур. Это сращение органов власти и крупного бизнеса автоматически приводит к коррупции, созданию особых льгот для отдельных компаний и ухудшению условий хозяйствования для всех остальных.

В несырьевых регионах промышленность, как правило, диверсифицирована – во Владимирской области, к примеру, работают предприятия 12 различных отраслей промышленности. В регионе нет доминирующей финансово-промышленной группы, которая стремится захватить рычаги управления и подчинить их своим интересам. Это позволило нам установить правила игры, справедливые и равные для всех инвесторов.

Приверженность этой политике позволила Владимирской области достичь высоких показателей экономического роста. В 2003 году рост валового регионального продукта составил 8,2%, и такие темпы роста обеспечивают решение поставленной президентом задачи удвоения ВВП за 10 лет. И я хочу напомнить главам других краев и областей: именно несырьевые регионы должны обеспечить будущее российской экономики. Поэтому инициативы президента РФ по изменению системы формирования органов исполнительной власти означают усиление ответственности губернаторов не только за развитие своих территорий, но и страны в целом. Это и есть выданный вам карт-бланш.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1767
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1108
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
807
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1090

Другие новости