В последнее время теракты имеют место не только в России, а во всем мире. И мы не единственные, кто должен противостоять терроризму. Поэтому первое, что мы должны сделать, – это сравнить: как идет работа у нас в России и как она происходит за рубежом. Для того чтобы эта работа велась эффективно, нужно, чтобы работали не только спецслужбы, а чтобы в целом работал комплекс мер. И этот комплекс мер включает и законодательные меры, и должна работать исполнительная ветвь власти, и, конечно, суд, ну и в том числе СМИ должны работать на то, чтобы противодействовать терроризму.
Кроме того, мы должны постоянно проводить такие мероприятия, чтобы не было причин и условий для терроризма. Это могут быть и социально-экономические меры: там, где ниже жизненный уровень, более благоприятная почва для терроризма. Это могут быть и политические стороны жизни, и религиозные стороны жизни, и так далее. И каждой из сторон должно уделяться определенное внимание. И когда мы будем работать на упреждение, и когда это будет повседневная работа, деятельность спецслужб, она будет более эффективна.
Но я не могу сказать, что не делается работа и нет результатов. Только в текущем году нами предотвращено более 200 террористических актов, которые бы имели серьезный резонанс у нас в обществе. А в общей сложности статистика говорит, что таких терактов предотвращено в этом году более 500. Это серьезная работа, и, конечно, мы говорим о том, что недостаточно работаем на упреждение, и здесь это именно обстоятельство, и те теракты это подчеркивают нам. Но, значит, надо делать выводы и работать не только спецслужбам. А спецслужбам нужно работать эффективнее.
<...>Прежде всего полумифическая «Аль-Каида» – она не полумифическая, а реально, действительно находится на нашей территории. И давайте посмотрим уничтожение главарей бандформирований: Хаттаб – это член «Аль-Каиды», который был уничтожен, Абу аль-Валид, который был уничтожен, – это также член «Аль-Каиды». Далее на его место пришел Абу Хабс – это все иностранные граждане, которые находятся на территории России и являются лидерами этих бандформирований. Совершенно недавно был задержан Абу Мусхаб – это тоже иностранец. Он гражданин Алжира, в своих показаниях говорит о том, что имеет вид на жительство в Великобритании, и он также прибыл сюда для подготовки террористов и для совершения терактов. Всего же, по имеющейся у нас оперативной информации, на территории Северного Кавказа находятся примерно 10 представителей «Аль-Каиды». В оперативном плане мы их знаем и будем принимать меры к тому, чтобы нейтрализовать их деятельность. Это или их уничтожение, или их задержание и предание суду.
<...>Что касается финансирования, то и незаконное распространение наркотиков, и незаконная торговля оружием, и махинации в сфере кредитно-финансовой, и другие различного рода преступления пополняют финансовую основу терроризма. И здесь мы должны сказать, что не только ближнее зарубежье, но и территория дальнего зарубежья, она также используется террористами. Мы сотрудничаем и с представителями США, и Франции, и Германии, и есть много примеров этого сотрудничества. Ну, и в данном случае сейчас нами проводятся мероприятия по пресечению финансирования террористов так называемым у них способом «халала», когда не надо переводить ни через какие банковские структуры финансовые средства. А передаются эти средства конкретному человеку и затем получаются с небольшим вычетом уже на территории другого государства, что обычным способом, кроме оперативного, практически не проконтролировать.
Что же касается ближнего зарубежья, то, безусловно, территории этих государств тоже используются. Нас особо беспокоят Азербайджан и Грузия. Мы сотрудничаем со спецслужбами этих государств, у нас есть позитивные примеры, допустим, и Крымшамхалов, и Гекушев – значит, это результат сотрудничества с этими спецслужбами, да и другие лица. Но мы считаем, что эффективность этого сотрудничества должна быть более высокой с учетом имеющейся у нас информации о том, что территории этих государств используются террористами.
<...> Басаев находился на территории Кабардино-Балкарии, но находился там непродолжительное время. У нас нет информации о том, что он проходил там лечение. Мы совместно с другими органами безопасности у нас составили список тех лиц, которые являются главарями бандформирований, и работали в целом по ликвидации этих бандглаварей. В основном этот список себя исчерпал. К сожалению, мы не достигли пока результата по Басаеву и по Масхадову. Но работа ведется, и я думаю, что в ближайшее время результат тоже будет.
<...> Прежде всего мы должны работать на основе закона. И я думаю, что мы должны ориентировать не только на то, как построено у нас, но, когда мы формируем законодательство, обращаться и к зарубежному опыту. Все спецслужбы используют работу с источниками информации, в том числе и мы, конечно, должны работать с агентурой. Но я полагаю, что все общество должно быть заинтересовано в искоренении терроризма. И любое лицо, которое получает об этом информацию, оно должно противодействовать терроризму. Не всегда каждый способен что-то сделать реально, но предоставить информацию органам безопасности, правоохранительным органам – это вполне доступно. Поэтому, если это происходит на постоянной основе, то этот человек делает благо для общества, и я не думаю, что к нему нужно относиться как-то иначе <...>