Центр политической жизни страны в последний месяц ощутимо переместился в регионы: СПС извещает мир о победе своих кандидатов на местных выборах в Туле, а лидер «Родины» спешно вылетает в Иркутск, чтобы лично разобраться в истории с убийством своих пиарщиков. Еще вчера скромное существование такого органа власти, как региональное Законодательное собрание, проистекало где-то на обочине большой политики. Последняя президентская инициатива влила, как говорится, новое вино в старые мехи – цена региональных заксобраний резко возросла. Ведь именно им теперь придется «избирать» губернаторов, одобряя или отвергая креатуру Кремля.
Впрочем, о грядущем изменении роли местных парламентов руководство ведущих партий страны, похоже, подозревало еще летом: «Единая Россия», к примеру, тогда активно занималась чисткой в собственных рядах, объявив главной своей задачей завоевание большинства в региональных органах власти. В последнем интервью «НГ» секретарь генсовета ЕР Валерий Богомолов с гордостью отметил, что в 42% региональных заксобраний фракции его партии составляют более половины от общего числа депутатов.
А СПС озаботилась проблемой и вовсе в январе, на съезде, приняв «решение сконцентрировать все политические и организационные ресурсы партии на работе в регионах, в частности на выборах в региональные законодательные органы власти». Заметим: вся эта борьба за власть на местном уровне никогда не стала бы достоянием широкой публики, не появись президентской инициативы.
Победы и поражения в этой борьбе могут более или менее серьезно изменить расстановку сил в заксобраниях. В «краснопоясной» Тульской области, к примеру, на выборах, состоявшихся в минувшее воскресенье, СПС вдвое увеличила число своих депутатов, преодолев 5-процентный барьер и набрав 6,2% голосов. В областной Думе партия получит 5 мест из 48. При том, что «Единой России» достанется 12 – то есть всего лишь в два с половиной раза больше. Что весьма далеко от расстановки сил, к примеру, в Государственной Думе.
Три дня осталось до выборов в Законодательное собрание Иркутской области. В прежнем составе «медведи» имели там 16 мест из 48, СПС – 4 места, остальные партии представлены не были. По оценкам местных аналитиков, сегодня «Родина» вполне может получить несколько голосов в областном парламенте, а в перспективе возможна ее коалиция с другими оппонентами «единороссов».
Сопредседатель СПС Леонид Гозман комментирует новую роль местных парламентов следующим образом: «Внутри регионов вес заксобраний, конечно, резко увеличится. А относительный вес местных СМИ уменьшается, как и политический вес публичной активности губернатора. Однако рост влияния парламента в регионе все равно происходит на фоне того, что все сдвигается в сторону Центра. Это плохо. Потому что мы – очень большая страна и очень разнообразная. Потому что децентрализация и процессы самоорганизации – это единственный придуманный человечеством способ минимизировать ошибки. Потому что принятие всех решений в одном центре означает перегрузку этого центра и неизбежные провалы в его работе».
На самом деле сегодня мало кто располагает детальной информацией о политическом раскладе, сложившемся в регионах. Как рассказали «НГ» в информационно-аналитическом центре «Регион», основная проблема в постоянно меняющемся характере этого расклада: обладатели мандатов то и дело «перетекают» из одной группы в другую. Но в целом процесс «политизации» местных заксов идет. Так, например, в Астраханской области при выборах заксобрания в 2002 году позиционировали себя как представители партий только 23% депутатов. К настоящему времени уже почти 60% разбились на фракции и блоки (из 33 голосов 10 имеет ЕР, 7 – КПРФ, 1 – СПС, и два беспартийных представителя местных региональных блоков). В Калининградской области процент партийных представителей с момента ее формирования в 2000 году вырос в четыре раза («единороссы» имеют 14 человек, СПС – 8, ЛДПР, КПРФ, ДПР и СДПР – по 1).
До конца года выборы должны пройти еще в 10 регионах. В это воскресенье будут выбирать Госсобрание Республики Марий Эл, депутатов Законодательного собрания Иркутской области и Сахалинской областной Думы. 24 октября – в Читинской области, а 14 ноября – в Калужской. На 28 ноября назначены выборы депутатов Курганской областной Думы, на 5 декабря – Брянской. И, наконец, 19 декабря должны состояться выборы депутатов Архангельского областного собрания и парламента Корякского автономного округа. Один из главных критериев реальной значимости выборов в жизни общества – их цена.
Пока эксперты в этом отношении дают очень осторожный прогноз. Сотрудник компании «Никколо М» Станислав Радкевич отмечает: «Как показывает судьба экс-губернатора Владимира Яковлева, в тех редких случаях, когда от законодательного собрания начинает зависеть судьба губернатора, немедленно меняется картина выборов. Затрачиваются совершенно другие ресурсы на продвижение депутатов в заксобрания. И сейчас ставки могут очень сильно повыситься. «Базовая» цифра, определяющая стоимость выборов, следующая: 1 человек – 1 у.е. Я не исключаю, что повышающий коэффициент может составить 4 или 5. То есть стоимость выборов возрастет в несколько раз. На самом деле это будет зависеть от того, в каком виде президентская инициатива воплотится в закон. Те заявления, которые сделали Грызлов и Миронов, а также представители региональных заксов, дают основания сильно сомневаться в том, что предложения сохранятся в неизменном виде. Сопротивление достаточно сильно, и мы не знаем, что получится в итоге: будет ли президент вносить единственную кандидатуру, получит ли он право делать это дважды и в конце концов распустить заксобрание».
По мнению эксперта, сегодня в регионах страны реально представлены только две партии: «Единая Россия» и КПРФ. Однако представители ЕР, занимая самые сильные позиции, не в состоянии проявить единство по самым важным вопросам, например по выборам губернаторов. Последние региональные кампании явили немало примеров внутрипартийной конкуренции. В Корякии партия власти официально поддержала Логинова, но это не помешало баллотироваться на губернаторский пост Петрову, члену политсовета Камчатского регионального отделения «единороссов». На Рязанщине федеральные структуры «Единой России» в лице секретаря генерального совета Валерия Богомолова официально поддержали «своего» – Морозова. А победил Шпак, за которого выступили представители регионального отделения «Единой России».
Проблема в том, считает Радкевич, что партии в России на самом деле очень слабы: «Московские партийные штабы, по сути дела, не в состоянии управлять региональными отделениями, и уж тем более фракциями (взаимоотношение фракций с партаппаратом – это всегда тонкий вопрос). Действительно, СПС неожиданно получил фракцию в Законодательном собрании Тульской области. Но не уверен, что в Москве организационно готовы работать с ней, да и с другими – если они возникнут. А картина будет усложняться – выборы по пропорциональной системе будут просто подталкивать партии к созданию фракций».
Иркутск
В продолжении темы читайте Рогозин не доверяет иркутским правоохранителям