К следующим выборам в Госдуму число федеральных партий должно резко сократиться. Из нынешних четырех десятков к участию в выборах, проходящих по новым правилам, могут быть допущены лишь несколько политструктур. На Охотном Ряду готовят поправки к закону о партиях, по которым минимально необходимая численность партийцев будет увеличена в разы: с 10 тысяч до 50 тысяч членов. Этот барьер рискуют не преодолеть даже известные партии – такие, как СПС и ЛДПР.
Законопроект, вводящий пропорциональную схему выборов, от президента на Охотный Ряд поступит не раньше конца октября. В ожидании его депутаты по настоятельной просьбе своих кремлевских кураторов проводят инвентаризацию всего связанного с этой темой законодательства: они выясняют, какие еще изменения необходимо внести в связи с новыми правилами «игры». Некоторые уже в работе: на прошлой неделе думский комитет по государственному строительству рекомендовал одобрить сразу в трех чтениях поправку к закону о правительстве, отменяющую запрет министрам «занимать руководящие должности в общественно-политических объединениях». А в начале следующей недели тот же комитет по госстроительству совместно с комитетом по делам общественных объединений будет обсуждать и поправку к закону о партиях.
Ее смысл в том, что обязательное для регистрации количество членов партии должно вырасти с нынешних 10 тысяч человек до другой – более высокой цифры. Поначалу источники «НГ» в администрации президента уверяли, что это будет 100 тысяч. Неделю назад по Охотному Ряду «появилось» другое число – 75 тысяч. В последние же дни говорили уже о минимально необходимом количестве членов партии в размере 50 тысяч человек.
Люди со Старой площади объясняют такое стремительное падение квалификационных требований к партийному строительству позицией КПРФ, представителей которых Кремль по каким-то причинам хочет видеть среди соавторов законопроекта. Коммунисты, как уверяют в президентской администрации, после появления параллельной партии Владимира Тихонова очень пессимистично смотрят на целостность своих рядов, поскольку у них и так в некоторых региональных парторганизациях сейчас осталось меньше чем по три сотни членов. Но вот с численностью в 50 тысяч они вроде бы готовы согласиться, о чем якобы принято соответствующее решение президиума ЦК КПРФ.
Корреспондент «НГ» проверил эти утверждения у координатора думской фракции коммунистов Сергея Решульского. Тот категорически опроверг слухи о согласии левых подвергнуть ревизии главный партийный закон. Однако, по его словам, это обусловлено не тем, что КПРФ боится не достичь какой-то планки и потому потерять право на существование, а по принципиальным соображениям. Решульский заявил, что увеличение обязательной численности российских партий коммунисты рассматривают как одну из составляющих складывающейся в настоящее время «фасадной демократии», лишь прикрывающей режим авторитарной власти президента Путина.
Действительно, новый количественный ценз позволит без особых хлопот проредить реестр политических партий, в котором до сих пор значится 45 штук. Несмотря на то что Минюст отменил регистрацию нескольких партий (дело это долгое, хлопотное и требует решения суда), количество игроков на поле остается слишком большим для того, чтобы можно было говорить об устойчивой малопартийной системе. А вот 50-тысячный барьер удастся преодолеть немногим.
Разумеется, «Единая Россия» оказывается вне конкуренции – ее ряды насчитывают уже более 840 тысяч. На втором месте пока КПРФ. Минюсту коммунисты в конце прошлого года докладывали, что численность партии составляет 186 тысяч. Сегодня, впрочем, представители Компартии заявляют о том, что цифры были сильно занижены, что есть несовпадения в отчетности Центра и регионов, и уточненная цифра может достигнуть 250 тысяч.
Неожиданно хороший рост показала «Народная партия», отчитавшаяся в конце прошлого года перед Минюстом о 120 тысячах членов. Высота «барьера» (100 или 50 тысяч) может иметь решающее значение для «Яблока», где насчитали 85 тысяч членов, Аграрной партии (60 тысяч), Российской партии жизни, где сейчас 90 тыс. членов (правда, лидер партии Миронов грозится к следующему году довести численность до 200 тысяч). А вот СПС с 35 тысячами и ЛДПР с 38 тысячами могут подпасть под сокращение. Это тем более относится к многочисленным партиям-аутсайдерам, составляющим подавляющее большинство. Например, Демократическая партия России с 13 тысячами членов рискует остаться за бортом большой политики.
Впрочем, по информации источников «НГ» в Минюсте, повышение численного ценза – это только начало. Пересмотру будут подвергнуты и другие положения закона о политических партиях – например уведомительный порядок регистрации, который позволяет партии сегодня сначала зарегистрироваться, а потом доказывать, что она располагает необходимым количеством членов.